Выставка произведений Виктора Уфимцева “Самаркандия”

Выставка произведений Виктора Уфимцева Самаркандия     Выставка произведений Виктора Уфимцева (1899-1964 г.г.), носящая название "Самаркандия", проходит в Москве, в "Галеев-галерее" с 22 мая по 19 июля 2009 г.
     Древняя история тимуридов и география "Великого Шелкового пути", медицина и философия Авиценны, астрономия Улугбека - это и многое другое вместил в себя многоликий Cамарканд. Здесь проверял поэзию алгеброй известнейший гедонист Омар Хайям, здесь мировая археология обогатилась открытиями Массона и Бартольда. Здесь же - величественные руины и великолепные архитектурные комплексы исламского зодчества, самаркандские шахматы, самые древние в мире (VII - VIII вв.). Примерно тогда же (750 год) здесь начали производить бумагу, опередив Европу на шесть столетий. Для более впечатляющей картины не хватает важнейшего элемента цивилизации - изобразительного искусства.
     Для русского человека ХХ века (в нашем случае - художника) - нет более родного, ласкающего слух названия азиатской столицы, не просто города, а универсального образа Востока, притягательного для творческого воображения и созидания. Из длинного списка угодивших в "сеть" Самаркандии упомянем лишь троих: Петров-Водкин, Кузнецов, Фальк. Самаркандия - это не просто сумма впечатлений и отражений, это особого рода философия и томительный соблазн.
     Среди тех, кто не устоял перед ним, был Виктор Уфимцев - "омский озорник", как назвал его Леонид Мартынов. После дерзких футуристических акций на сибирских просторах ему захотелось новой игры на неведомой территории, и в 1923 году он осуществил свое "паломничество в страну востока". Начал с Самарканда, которому остался предан на всю оставшуюся жизнь. И даже Бухара и Ташкент, в которых он жил позднее, могут рассматриваться как продолжение Самаркандии.
     Русская "присяга" Самарканду всегда трактовалась как протест против европоцентризма, как осознание своей исключительности и своеобразия, не зря Наталья Гончарова публично "отряхала прах Европы" со своих ног и направляла свой "путь к первоисточнику искусств, к Востоку". Не случайно Павел Кузнецов искал вдохновения в азиатских шатрах и степях, позабыв о символистских фонтанах и грезах. Уфимцев окунулся в туркестанскую стихию, имея за плечами лишь хулиганство "Червонной тройки". Но и этот опыт бесценен, он говорит о Самарканде еще одним "наречием".
     Выставка представляет архив Уфимцева, который различными музеями страны долгое время расценивался как незначительный в сравнении с живописными произведениями художника. Но сегодня он как раз и выступает основой для понимания творческой и личной биографии Уфимцева. Архив содержит не только дневниковые записи, но и ценнейший документальный фонд: фотографии (в том числе снятые самим Уфимцевым, всерьез увлекавшимся фотоискусством), его рисунки и акварели, автографы многих соратников и коллег, их поэтические упражнения.
     Важная часть экспозиции - один из "Кусков жизни" Уфимцева: его авторский альбом 1924-1925 годов, состоящий из более чем 70 рисунков и акварелей. Ничто не может сказать о художнике больше, чем его иллюстрированный дневник - это яркий калейдоскоп самаркандской жизни, наполненный живыми впечатлениями, сдобренный мягким юмором, изобретательно и интересно рассказанный художественными средствами. Предназначенный для дружеского и семейного просмотра альбом может называться "книгой художника" с ясно очерченной творческой концепцией, что ставит его в ряд примеров русского авторского графического униката первой четверти ХХ века.
     Самаркандские "Куски жизни" Уфимцева являются в свою очередь продолжением его омских опытов по созданию рукотворных футуристических книжек. Один из них - изданный в 1921 году и известный лишь специалистам "Футуристы - сборник 1" - чудом сохранился в архиве поэта Л.Мартынова. Сборник напоминает малотиражные издания русского авангарда 1910-х гг. и содержит не только стихи омских поэтов, испытавших влияние Давида Бурлюка, но и изобразительный материал, исполненный в технике линогравюры. Он расширяет круг уже казалось бы известных участников русского футуристического движения, вводит в научный обиход еще один "региональный" футуризм (авангард).
     Один из таких "авангардов" - узбекистанский - сегодня уже никем не оспаривается. Творчество Уфимцева 1920-х г.г. сосуществует на равных с пластическими открытиями таких художников как Волков, Усто Мумин, Курзин, Тансыкбаев. Выставка призвана подтвердить этот статус художника на примере ранее малоизвестного материала, изученного с помощью специалистов Омского музея изобразительных искусств, а также государственных музеев Узбекистана (гг. Нукус, Ташкент, Самарканд).
     Выставка, как и альбом, ее сопровождающий - "Уфимцев. Архив", приурочены к юбилейной дате - 110-летию со дня рождения мастера. В октябре 2009 года планируется показ этой выставки в Омском музее.

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставить комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

© 2017 Новый Вернисаж – Искусство: события и комментарии. All rights reserved.
Локализация темы для wordpress и goodwin.wpbot.ru. Дизайн от gabfire .
      Каталог блогов Blogdir.ru