Выставка произведений Виктора Уфимцева “Самаркандия”
- Пятница, 22 Май 2009, 14:17
- Выставки
Выставка произведений Виктора Уфимцева (1899-1964 г.г.), носящая название “Самаркандия”, проходит в Москве, в “Галеев-галерее” с 22 мая по 19 июля 2009 г.
Древняя история тимуридов и география “Великого Шелкового пути”, медицина и философия Авиценны, астрономия Улугбека – это и многое другое вместил в себя многоликий Cамарканд. Здесь проверял поэзию алгеброй известнейший гедонист Омар Хайям, здесь мировая археология обогатилась открытиями Массона и Бартольда. Здесь же – величественные руины и великолепные архитектурные комплексы исламского зодчества, самаркандские шахматы, самые древние в мире (VII – VIII вв.). Примерно тогда же (750 год) здесь начали производить бумагу, опередив Европу на шесть столетий. Для более впечатляющей картины не хватает важнейшего элемента цивилизации – изобразительного искусства.
Для русского человека ХХ века (в нашем случае – художника) – нет более родного, ласкающего слух названия азиатской столицы, не просто города, а универсального образа Востока, притягательного для творческого воображения и созидания. Из длинного списка угодивших в “сеть” Самаркандии упомянем лишь троих: Петров-Водкин, Кузнецов, Фальк. Самаркандия – это не просто сумма впечатлений и отражений, это особого рода философия и томительный соблазн.
Среди тех, кто не устоял перед ним, был Виктор Уфимцев – “омский озорник”, как назвал его Леонид Мартынов. После дерзких футуристических акций на сибирских просторах ему захотелось новой игры на неведомой территории, и в 1923 году он осуществил свое “паломничество в страну востока”. Начал с Самарканда, которому остался предан на всю оставшуюся жизнь. И даже Бухара и Ташкент, в которых он жил позднее, могут рассматриваться как продолжение Самаркандии.
Русская “присяга” Самарканду всегда трактовалась как протест против европоцентризма, как осознание своей исключительности и своеобразия, не зря Наталья Гончарова публично “отряхала прах Европы” со своих ног и направляла свой “путь к первоисточнику искусств, к Востоку”. Не случайно Павел Кузнецов искал вдохновения в азиатских шатрах и степях, позабыв о символистских фонтанах и грезах. Уфимцев окунулся в туркестанскую стихию, имея за плечами лишь хулиганство “Червонной тройки”. Но и этот опыт бесценен, он говорит о Самарканде еще одним “наречием”.
Выставка представляет архив Уфимцева, который различными музеями страны долгое время расценивался как незначительный в сравнении с живописными произведениями художника. Но сегодня он как раз и выступает основой для понимания творческой и личной биографии Уфимцева. Архив содержит не только дневниковые записи, но и ценнейший документальный фонд: фотографии (в том числе снятые самим Уфимцевым, всерьез увлекавшимся фотоискусством), его рисунки и акварели, автографы многих соратников и коллег, их поэтические упражнения.
Важная часть экспозиции – один из “Кусков жизни” Уфимцева: его авторский альбом 1924-1925 годов, состоящий из более чем 70 рисунков и акварелей. Ничто не может сказать о художнике больше, чем его иллюстрированный дневник – это яркий калейдоскоп самаркандской жизни, наполненный живыми впечатлениями, сдобренный мягким юмором, изобретательно и интересно рассказанный художественными средствами. Предназначенный для дружеского и семейного просмотра альбом может называться “книгой художника” с ясно очерченной творческой концепцией, что ставит его в ряд примеров русского авторского графического униката первой четверти ХХ века.
Самаркандские “Куски жизни” Уфимцева являются в свою очередь продолжением его омских опытов по созданию рукотворных футуристических книжек. Один из них – изданный в 1921 году и известный лишь специалистам “Футуристы – сборник 1″ – чудом сохранился в архиве поэта Л.Мартынова. Сборник напоминает малотиражные издания русского авангарда 1910-х гг. и содержит не только стихи омских поэтов, испытавших влияние Давида Бурлюка, но и изобразительный материал, исполненный в технике линогравюры. Он расширяет круг уже казалось бы известных участников русского футуристического движения, вводит в научный обиход еще один “региональный” футуризм (авангард).
Один из таких “авангардов” – узбекистанский – сегодня уже никем не оспаривается. Творчество Уфимцева 1920-х г.г. сосуществует на равных с пластическими открытиями таких художников как Волков, Усто Мумин, Курзин, Тансыкбаев. Выставка призвана подтвердить этот статус художника на примере ранее малоизвестного материала, изученного с помощью специалистов Омского музея изобразительных искусств, а также государственных музеев Узбекистана (гг. Нукус, Ташкент, Самарканд).
Выставка, как и альбом, ее сопровождающий – “Уфимцев. Архив”, приурочены к юбилейной дате – 110-летию со дня рождения мастера. В октябре 2009 года планируется показ этой выставки в Омском музее.
Оставить комментарий
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.