Выставка произведений Ивана Хруцкого в ГТГ

Иван Хруцкий, Портрет неизвестной с цветами и фруктами (Выставка произведений Ивана Хруцкого в ГТГ)

     В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка произведений выдающегося мастера натюрморта Ивана Хруцкого, посвященная 200-летию со дня его рождения. Этот совместный проект национальных художественных музеев России и Беларуси приурочен к Году культуры Республики Беларусь в Российской Федерации. Выставка озаглавлена “Искусство в диалоге культур”, но вернее было бы – “в триалоге”.

     Творчество Ивана Фомича Хруцкого с полным правом имеют считать частью своей национальной культуры три страны. Поляк по происхождению, он родился в Витебской губернии, художественное образование получал в Санкт-Петербурге, впитав традиции русской академической живописи. Фактом признания достижений художника стало звание академика Императорской Академии художеств, которое в возрасте 29 лет Хруцкий получил в 1839 году “за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей”.
     Натюрморт в русском искусстве 19-го столетия – довольно редкое явление. Это в следующем, бурном и полифоничном 20-м веке натюрморт станет едва ли не “главным героем” изобразительного творчества. Как и Врубель, другой русский художник польского происхождения, Хруцкий удивительно тонко чувствует цвет, не боится не свойственного отечественной живописной школе яркого насыщенного “открытого” цвета, умеет достигать гармонию в сопряжении контрастных цветов. Только у Врубеля и в цвете, как и в живописной манере, в характере мазка, проявляется неистовый темперамент, экспрессия, почти крик. А у Хруцкого – любование цветом, изысканная манера, плавность линий. Это относит его произведения к стилистике малых голландцев, отражает опыт его юношеских штудий – в первые годы ученичества он копировал в Эрмитаже картины европейских мастеров XVII-XVIII века, в том числе натюрморты фламандских и голландских живописцев. Собственно, натюрморты Хруцкого, его великолепные цветы и фрукты – это явление в отечественной живописи, стоящее несколько особняком от магистрального направления традиционной русской школы.
     Судьба оказалась благосклонной к этому мастеру. Творчество Хруцкого было признано при его жизни, как в профессиональных кругах, так и среди коллекционеров. За картину “Цветы и плоды”, в которой Хруцкий использовал мотивы (фрукты, овощи, цветы, предметы, переходившие из одного натюрморта в другой) и композиционное решение, ставшие характерными для его натюрмортов, художник получил большую серебряную медаль Академии художеств и звание свободного живописца, а вскоре и звание академика. Павел Михайлович Третьяков, основатель первой в России художественной галереи, большой знаток и ценитель искусства, подходивший к формированию своей коллекции строго, с большим отбором, приобрел в 1884 году в свое собрание натюрморт Ивана Хруцкого “Цветы и плоды”. Сегодня это произведение находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи и является одной из ее “визитных карточек”, любой сувенирный набор открыток содержит репродукцию этой картины. Закономерно, что натюрморт “Цветы и плоды” стал центральным произведением в экспозиции открывшейся выставки.
     С приходом признания художник стал довольно востребован, к нему поступало много заказов. Именно это объясняет повторения его натюрмортов с незначительными вариациями. Известный “Натюрморт с биноклем”, хранящийся в Национальном музее в Варшаве, оказался столь популярным, что существует восемь его повторений под разными названиями. Среди них и представленный на выставке натюрморт “Плоды и свеча” из Национального художественного музея Республики Беларусь.
     Однако творчество Хруцкого не ограничивалось “мертвой натурой”, как переводится термин “натюрморт”, оно значительно многограннее, что и представляет эта выставка. Экспозиция, в которой показаны произведения разных жанров, отражает близость художника европейскому живописному взгляду.
     На рубеже 1830-х-40-х годов Хруцкий работал над женскими портретами, соединял свое представление о женской красоте с характерными для времени романтическими настроениями. Удивительно, но и при создании портретов, художник с невероятной виртуозностью отводил роль и натюрморту, органично вплетенному в основную канву произведения. Как, к примеру, в “Портрете неизвестной с цветами и фруктами” – за эту картину и портрет “Старуха, вяжущая чулок” он был удостоен малой золотой медали Академии. К портретному творчеству относятся и произведения, созданные в конце 1840-х-50-х годах по заказам литовского Митрополита Иосифа Семашко, которые также отличает сопричастность западной изобразительной традиции.
     Пейзаж – едва ли не главный жанр, не главная тема в русской живописи второй половины 19-го столетия – появляется и у Хруцкого. Но несколько ранее. Представленная на выставке картина “К святому месту” была создана художником в конце 1840-х годов. В собрание Третьяковской галереи она поступила относительно недавно – 1999 году.
      Возникновение в творчестве Хруцкого жанра интерьера связано с его имением Захарничи, приобретенным в 1844 году, где художник построил дом по собственному проекту и жил в нем после женитьбы. На выставке представлена картина “В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого “Захарничи” Полоцкой губернии”, где живописец изображает своих детей, даже висящие на стенах анфилады копии с узнаваемых полотен его знаменитых современников – Брюллова, Бруни, Моллера. Повествовательность, внимание к деталям интерьера и поэтизация повседневности отличает и это произведение художника.
     Поскольку в историю искусства Иван Хруцкий вошел как выдающийся мастер натюрморта и поскольку этот жанр был не только редким, но и на редкость востребованным, то другая часть его живописного творчества – портреты, пейзажи, жанровые картины – оказалась несколько в тени, осталась почти неизвестной широкой публике. Нынешняя выставка – кстати, первая в истории Третьяковской галереи выставка произведений Хруцкого – восполняет этот пробел и знакомит с произведениями художника разных жанров. Тем более, что произведения, на ней представленные, – не только из собрания Государственной Третьяковской галереи, но и существенная их часть “приехала” из Национального художественного музея Республики Беларусь. Это позволит впервые увидеть подлинного Хруцкого, во всей полноте его художественного гения.

     Татьяна Пынина

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставить комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

© 2024 Новый Вернисаж – Искусство: события и комментарии. All rights reserved.
Локализация темы для wordpress и goodwin.wpbot.ru. Дизайн от gabfire .
      Каталог блогов Blogdir.ru