Выставка “Полиграффак Вхутемаса-Вхутеина” в ГТГ

Открытие выставки Полиграффак Вхутемаса-Вхутеина в ГТГ   Открытие выставки Полиграффак Вхутемаса-Вхутеина в ГТГ

     18 июня 2009 года Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу открыла выставку “Полиграффак ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа”, посвященную легендарному художественному вузу – Вхутемасу-Вхутеину (1920-1930). За неполное десятилетие вуз сумел совершить переворот в системе подготовки художников в советской России.
     Открывая зрителям интереснейшую коллекцию искусства 1920-х, связанную с Полиграфическим факультетом знаменитого института, более половины из 120 экспонатов Галерея показывает впервые.
     Реформы в послереволюционной России коснулись и художественного образования. В 1918 году Строгановское художественно-промышленное училище было преобразовано в Первые, а Московское училище живописи, ваяния и зодчества – во Вторые Свободные Государственные художественные мастерские (Свомас). Декретом Совнаркома в 1920 году их объединили в Московский Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские). В 1926 году он был реорганизован и до 1930 года, пока не был закрыт, существовал уже как Вхутеин (Высший художественно-технический институт).
     В новом вузе активно развивались новаторские методы преподавания, основанные на формально-аналитическом подходе. После усвоения формальных дисциплин (живописи, скульптуры, архитектуры, дизайна) на Основном отделении – первой ступени, общей для всех вхутемасовцев, – студенты продолжали обучение на 8 специальных факультетах: “производственных” и относившихся к области “чистого искусства”.
     Полиграффак считался производственным факультетом. Не раз он менял название: Печатный факультет (1920), Графическо-печатный (1921-1922), Художественно-полиграфический (1924-1926), Полиграфический (1925-1930). Здесь готовили художников по специальностям: литографское дело, металлическая гравюра (фотомеханика и офорт), книгопечатное дело. С 1921 года на факультете шло обучение уже по 5 специальностям: литография, офорт, ксилография, фотомеханика и типографское дело. Три последних были тесно связаны с работой над книгой.
     Авторитетнейшей фигурой в институте был В. А. Фаворский, который вначале заведовал кафедрой ксилографии, а позже стал ректором Вхутемаса. Он был убежден, что “устаревшая” традиция обучения техникам графики, унаследованная от Строгановского училища, воспитывает особую культуру работы с материалом. Поэтому на факультете стремились ввести в современную полиграфию все богатство многовековой графической культуры. Впоследствии многие питомцы Полиграффака, например А. А. Дейнека и Ю. И. Пименов, свободно владели как книжно-журнальной, так и плакатной, и станковой графикой.
     Именно В. А. Фаворский и Н. И. Пискарев, возглавлявший ксилографско-книгопечатное отделение Полиграффака, поставили задачу создания художественной книги в новых производственных условиях, ввели в стенах вуза термин “макет книги”. В учебной типографии студенты выступали одновременно как авторы макета и иллюстраций, защищая в качестве дипломной работы индивидуальный проект книги.
     Экспозиция соединила произведения крупнейших мастеров, преподававших во Вхутемасе-Вхутеине, и самые ранние опыты их питомцев. По учебным и дипломным работам заметно тяготение студентов к различным стилистическим направлениям, к которым принадлежали педагоги: В. А. Фаворский, П. И. Львов, В. Д. Фалилеев и др. Кураторы выставки выбрали среди работ мэтров те, что служили ориентиром для учеников, в частности литографии Н. Н. Купреянова, офорты И. И. Нивинского, рисунки П. В. Митурича.
     В двух музейных залах реконструированы некоторые этапы учебного процесса. Их можно проследить на примере заданий по композиции, цветовому и объемно-пространственному решению натуры, выполненных Л. А. Жолткевич, Н. И. Лапшиным, Е. М. Гуревич. В студенческих листах представлены все техники, в которых работали вхутемасовцы (например, рисунок или литография), отражено обучение специальным предметам.
     В разные годы художники и их наследники подарили немало работ Третьяковской галерее, способствуя формированию коллекции, связанной с Полиграффаком. Долгосрочный проект “Третьяковская галерея на Крымском Валу открывает свои запасники” позволяет показать это собрание, обычно находящееся в фондах.
     В числе произведений, никогда прежде не выставлявшихся, – сохраненные целиком дипломные работы А. Д. Гончарова, Е. А. Афанасьевой, И. Д. Кулешова, М. М. Аксельрода и И. А. Шпинеля, а также отдельные листы из дипломных работ Б. Ф. Суханова, Я. С. Телишевского и других выпускников Полиграффака. Разноплановые творения множества авторов складываются в ансамбль, передающий атмосферу творческого поиска и эксперимента в художественном вузе нового типа. Рассказ о Вхутемасе-Вхутеине дополняют архивные фотографии и документы.
     Выставка организована при содействии Министерства культуры Российской Федерации.

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставить комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

© 2024 Новый Вернисаж – Искусство: события и комментарии. All rights reserved.
Локализация темы для wordpress и goodwin.wpbot.ru. Дизайн от gabfire .
      Каталог блогов Blogdir.ru