Третьяковская галерея открыла выставку “Дмитрий Мочальский – романтик соцреализма”
- Четверг, 23 Апрель 2009, 13:46
- Выставки
22 апреля 2009 г. Государственная Третьяковская галерея открыла выставку “Дмитрий Мочальский – романтик соцреализма”. На ней представлена ретроспектива работ – около 100 произведений живописи и графики – Дмитрия Константиновича Мочальского.
Признанный классик социалистического реализма, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е.Репина, Дмитрий Мочальский считается романтиком периода хрущевской “оттепели”. Ему ставится в заслугу то, что он был единственным беспартийным среди секретарей Союза художников СССР, возглавил его Московское отделение (МОСХ), был одним из организаторов легендарной выставки к 30-летию МОСХа, сопровождал на ней Н.С. Хрущева и первым принял на себя гнев Никиты Сергеевича.
Однако не все так просто, как представляется на первый взгляд. Представленные на выставке работы свидетельствуют, что в середине двадцатых годов Дмитрию Мочальскому был не чужд футуризм ( работы “Геометрическая композиция”, 1925-1926 г.г., “Железнодорожный узел”, 1926 г., “Музыкальная абстрактная композиция”, 1926 г.). Он был прекрасным рисовальщиком, его зарисовки, начиная с 20-х годов (“Голова старика”, 1929 г.) и до конца 50-х годов (серия “Вьетнам”) являются продолжением и развитием традиций русских передвижников. А вот более поздние работы – карандашный портрет Виктора Попкова (1963 г.), парижские “почеркушки” того же года – это уже несколько иной Мочальский.
То же и с живописью: картины “Автопортрет” (1929 г.), “Пожилая женщина в очках и панаме” (30-е годы), “Возвращение с демонстрации. Они видели Сталина” (1949 г.), “Репетиция” (конец 40-х – начало 50-х годов) – это один Мочальский. Картины пятидесятых-шестидесятых годов – “Новоселы. Из палатки в новый дом” (1957 г.), “Ухажеры” (1957 г.), “Палатка трактористов” (1957 г.) – это уже другой Мочальский. А картины восьмидесятых годов – “Целинники” (1980 г.), “Мать и дитя” (80-е годы), “Свидание” (1988 г.), “Семья” (1988 г.) – вообще совсем другой художник.
Что же произошло там, в пятидесятых-шестидесятых, что повлияло на творчество художника?
“Наше искусство вступило в новый период своего развития, ознаменованный большими политическими и общественными событиями в жизни нашей страны: прошедшими XXI и XXII съездами КПСС и утвержденной новой Программой партии, в которой с большой силой и ясностью сформулированы значение и задачи нашего искусства – искусства социалистического реализма, основанного на принципах народности и партийности”. (Д. Мочальский, “Все творческие силы посвятим служению Родине” – газета “Московский художник”, орган правления и партийной организации МОСХ). Эта публикация – тоже экспонат выставки.
Для тех, кто не знает: новая, третья Программа партии, утвержденная на XXII съезде КПСС в 1961 году – та самая, где советскому народу было обещано построение коммунизма к восьмидесятым годам.
Все-таки художник должет писать, не отвлекаясь на сиюминутное. И уж тем более не лезть в политику. Искусство не прощает предательства, и выставка работ Д.К Мочальского, на мой взгляд, очередное тому подтверждение. Хотя, возможно, кому-то поздний период творчества художника окажется ближе и понятнее. В любом случае, выставку стоит посмотреть. Она будет идти в помещении ГТГ на Крымском валу, 10, в залах 21-22 до 24 мая.
Николай Ефремов
Оставить комментарий
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.