Таинство графики
- Понедельник, 11 Октябрь 2010, 21:52
- Избранное, Интервью, Новости музеев
В преддверии выставки “Шедевры европейской графики из собрания В. Н. и Н. В. Басниных”, открывающейся в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, искусствовед, журналист, обозреватель “Нового Вернисажа” Татьяна Пынина беседует с заведующей отделом графики Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Наталией Марковой.
Воспоминания детства у каждого свои. Для меня они ассоциированы с запахами – специфическими запахами офортных и литографских мастерских, специального линолеума для резки гравюр, – они царили в мастерских Дома творчества художников “Челюскинская”. И еще воспоминания, уже визуальные: молчаливые и сосредоточенные художники прокатывают на специальных станках гравюрные доски, получая оттиски на бумаге – это воспринималось неким тайнодействием, напоминало мастерские алхимиков, такое превращение вещества, когда у тебя на глазах изрезанный кусок линолеума становится произведением искусства, гравюрой. Сам процесс довольно трудоемок – рисунок наносится, например, на линолеум, потом специальными штихелями режутся разной глубины и толщины линии, затем накатывается краска, рассчитывается давление пресса. Для цветной гравюры – разные линолеумные доски, своя под каждый цвет, а совмещаются все в одно изображение… Уважение, интерес и любовь к графике у меня с детства.
Крупнейшее собрание графики в Москве – в Доме графики, старинном особняке на Волхонке, – отделе графики Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Потому и разговор об этом удивительном виде художественного творчества – с заведующей отделом, искусствоведом Наталией Марковой.
- Наталия, как возникла и создавалась эта уникальная коллекция?
– Основа музейной коллекции графики в Москве была заложена еще в середине XIX века, когда в открывавшийся первый в Москве публичный музей – Румянцевский – поступил дар императора Александра II- более 20 тысяч эстампов из Эрмитажа; затем собрание пополнялось частными коллекциями. А в 1924 году, после расформирования Румянцевского музея, его Гравюрный кабинет “переехал” в музей на Волхонке и продолжил жизнь в новых стенах. Потом наши фонды пополнялись за счет даров, приобретений и передач из других музеев, в том числе и прекратившего в 1948 году свое существование Музея нового западного искусства.
- Отдел гравюры и рисунка – это, по сути, музей графического искусства, в собрании которого около 400 тысяч произведений. Мало кто знает, что Ваша коллекция отечественной графики превосходит собрание графики в Третьяковской галерее. Но она закрыта для посетителей – в Дом графики и специалисты не могут пройти без особого разрешения.
– Ценность коллекции, вернее, ее бесценность, – главная причина. Графика имеет свои особенности хранения и экспонирования, они значительно сложнее и строже, чем, скажем, живописи. Бумага – хрупкий материал, чувствительный к свету, влажности, перепадам температуры. Графические произведения экспонируются под стеклом, хранятся же в специальных папках в шкафах. Поэтому и процесс подготовки выставок очень трудоемок.
- Графика, получается, – закрытый вид художественного творчества. И элитарный. Ее любят и ценят гурманы от искусства, она и для восприятия сложнее; ощущение, что в ней есть и недосказанность, и тайна – словно нечто зашифровано.
– Этим объясняется и, скажем так, ее непопулярность у массового зрителя. Живопись, к примеру, или скульптуру воспринимать намного проще. Графическое же произведение всегда рассчитано на сосредоточение, размышление, диалог. Живопись открывается зрителю сразу – во всем богатстве ее колорита, графика же включает зрителя в сотворцы, и надо быть к этому внутренне готовым; вместе с тем – ряд произведений сохраняет свой вспомогательный характер. Графический язык в основном черно-белый, он тоже требует определенной адаптации восприятия.
- Поговорим об историческом измерении графики.
– Как вид художественного творчества графика появилась в Европе в XV веке. Оба направления графики – и рисунок, и гравюра – своим возникновением обязаны определенному историческому этапу. Если живопись, скульптура, даже архитектура – современники человечества, то графика – довольно поздно родившееся дитя в семье искусств, – рождение ее связано с развитием новой эстетики в искусстве Ренессанса, где рисунок выполнял подготовительную роль, наносился на подкрасочный слой, но также и становился законченным самостоятельным произведением. И второй момент – материальный – это развитие производства бумаги. Как наиболее дешевый сравнительно с пергаментом материал бумага получает большое распространение, оказывается и более доступной, и достаточно удобной для рисования, а также и печатания гравюр.
- Без владения искусством рисования творчество художника невозможно. Или бессмысленно.
– Да, и обучение художника в новой системе ренессансного искусства обязательно подразумевает рисование, требует от художника умения построения формы, пространства, штудирование натуры. Именно в то время приходит осознание, что художнику необходима рисуночная выучка, что рисунок – есть основа всех искусств. Он получает место в системе искусств, становится третьим после живописи и скульптуры. У итальянских мастеров Возрождения появляются рисунки как самостоятельные, самоценные произведения. В рисунке художник может окончательно закрепить первую идею композиции, замысел, который потом разовьется в картину, скульптуру или произведение архитектуры, это придает рисунку роль первообраза. Поэтому искусство рисунка очень аристократично и высоко, является выражением фантазии художника, актом свободного полета творчества. Вместе с тем рисунок остается и вспомогательным средством живописца, и это “клеймо” остается на нем во все последующие века. Вот с этим связано такое отношение к искусству рисунка как к произведениям второго плана.
- Не могу не согласиться с определением рисунка как первообраза, в котором художник довольно быстро отражает дух и характер произведения. Однако отдаю предпочтение печатной графике, где художник не только обладает знанием и чувством технологий, но и понимает, что доска, на которой он выгравировывает изображение (предварительно нанося рисунок), как негатив в фотографии – оттиск имеет обратное изображение, и нужно иметь иное видение, уже конечного результата – гравюры.
– Тиражная графика развивалась как отдельный вид искусства. В отличие от рисунка, гравюра всегда воспринималась как законченное произведение, в этом она ближе к картине. При этом гравюра при всей своей массовости и тиражности обращена не к хору, не к массе, как картина, а к каждому отдельному индивиду. Искусство тиражной графики рождается в XV веке в северных странах – Германия, Нидерланды (рисунок – на юге, в Италии), что связано с историко-культурными предпосылками, с развитием северного индивидуализма, с книгопечатанием. В частности, иллюстрации к книгам были первыми работами в гравюре такого выдающегося мастера, как Альбрехт Дюрер.
До появления наборной печати – изобретения Гуттенберга – рисунок и текст под изображением резались на одной деревянной доске. Поначалу гравюра развивается на дереве – деревянная доска (из вишни, груши, яблони, иногда хвойных пород) дает до двух тысяч хороших оттисков; больше памятников сохранилось в виде ксилографии (гравюры на дереве), что не в последнюю очередь связано с книгами. Параллельно, с середины XV века появляется и гравюра на меди, на металле. Эти гравюры фигурируют как законченные станковые произведения. И только позднее иллюстрирование книг прибегает к помощи гравюр на металле. Поскольку поначалу тиражная графика связана с распространением книги и знаний, в нее хлынул поток того, что окружало человека, не только религиозные сюжеты, но и флора, фауна, пейзаж, портрет, быт, мода, вплоть до середины XIX века, когда фотография заместила гравюру в качестве репродукции, воспроизведения зрительного образа мира.
- На короткий срок фотография стала конкурентом графики.
– Да, фотография взяла на себя некие репродукционные функции графики; но когда появилась фотография, графика не умерла. Опираясь на опыт старых мастеров, она осознала свой артистический художественный характер. А в эпоху модерна графика переживает свой триумф – офорт, ксилография, литография (гравюра на камне), линогравюра выходят на первый план. Также широкое распространение получает журнальная графика, что способствует обмену художественными идеями, появляется и большое количество художественных журналов. И в это время начинается практика устройства отдельных чисто графических выставок не только современных художников, но и старых мастеров. Гравюра знает периоды, когда в ней работали великие мастера – Дюрер, Рембрандт, Гойя, художники эпохи модерна, находя именно в этой технике, в этом материале реализацию своих творческих замыслов, изобразительных задач.
- Графический бум эпохи модерна оказывал ощутимое влияние на разные виды изобразительного искусства, в первую очередь – на живопись.
– Если мы вспомним живопись того времени – она использует многие графические приемы, тональное соотношение, не столько в использовании графических материалов, сколько в графическом видении. Чем дальше живопись от воспроизведения натуры, тем, как ни странно, она ближе к графике. Потому что, если вернемся к истокам, что значили штудии – это постижение формы (вещи, предметы, деревья, человеческое тело). Графическое изображение обладает большой степенью условности – оно монохромное, черно-белое, в этом смысле графика абстрактна, должна передать все многообразие цветов в тональных соотношениях белого-черного, ограниченными средствами. Художник строит композицию на белом листе бумаги, – белый лист остается открытым всегда, в отличие от живописи, где мы не видим основы. И на белом листе художник должен построить композицию так, чтобы белое сверху воспринималось как небо, а белое снизу – как земля, т.е. некий момент абстрагирования от буквального следования натуре. Искусство рубежа веков, в котором повышается интеллектуальный момент, очень часто и в живописи сближается с графическим произведением. В XX веке мы прослеживаем это развитие.
- В наш, XXI век, искусство переживает невиданные трансформации. Графика, как некое таинство, сохраняя свою элитарность, избранность, даже кастовую закрытость, оставляет за собой право быть искусством не для всех.
– Появилась мультипликация, возникли мультимедийные технологии, получила распространение компьютерная графика. Искусство принимает все более и более синтетические формы и осваивает новые технологии. С другой стороны, возможность все сделать с помощью техники порождает желание создать оригинальное рукотворное произведение. Развитие технологий будет побуждать человека к созданию штучных изделий – ностальгия по этому есть. Прелесть рисунка в том, что ты чувствуешь напряжение руки художника, а в оттиске, в авторском отпечатке (даже с одной доски они разнятся) – это каждый раз прикосновение руки, а через руку – души, и ты ощущаешь этот трепет душевный и этот творческий нерв. Вот, что безумно привлекательно в этих вещах. Вот почему фотомеханическая репродукция не затрагивает так, как сделанная от руки, несущая энергетику творчества. Вот почему художники, начиная с эпохи модерна придают тиражной графике значение элитарной.
В сосредоточенном одиночестве художники-графики, подобно средневековым алхимикам, склонившись над столами, как над тиглями, травят в специальных кислотах офорты и режут линолеумные доски, накатывают краски. В офортных и литографских мастерских – тишина, только характерные звуки офортных станков и прессов. Рождаются произведения – гравюры, как некое новое вещество, создаваемое в ретортах. И специфические запахи… У каждого свои воспоминания детства.
Татьяна Пынина
Оставить комментарий
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.