Шаг вперед. Уроки Салона «ЦДХ-2011»
- Воскресенье, 20 Март 2011, 4:45
- Выставки, Избранное, Карусель фото, МКСХ, Мнения, Новости организаций, События, Фоторепортажи
Московский международный художественный Салон “ЦДХ-2011. Художник. Город” – самая масштабная и представительная художественная выставка Российской Федерации и стран СНГ, – заканчивает свою работу вечером воскресенья, 20 марта 2011 года. И сейчас, думается, самое время поговорить о его итогах и о самом лучшем, что можно было на нем увидеть – впрочем, пока еще, сегодня, не “было”, а “есть”, поскольку экспозиция будет доступна для зрителей целый воскресный день, с 11 до 18 часов.
Напомню, что на пресс-конференции, посвященной открытию Салона, Председатель Исполкома Международной конфедерации союзов художников Масут Махмудович Фаткулин сказал такие слова: “Салон – это возможность не просто еще раз собраться, а посмотреть, что именно делают коллеги по искусству, друзья из других государств”. А для молодых художников, без сомнения, очень полезна возможность пообщаться с признанными мастерами, посмотреть на их работы, сравнить со своими, подумать о том, что им удается, а что пока еще нет, и куда двигаться дальше.
О двух больших проектах МКСХ, открывающих раздел “Специальные экспозиции” – “Живопись 1950-1980-е г. г. Из фондов Международной конфедерации союзов художников” и “Над нами небо на всех одно…” (Автопортрет), – “Новый Вернисаж” уже рассказывал 15 марта. Еще один интереснейший проект – “Когда строились Черемушки …”. Его автор – Народный художник СССР Валентин Сидоров. Известнейший живописец, Президент Ассоциации общественных объединений “Международная конфедерация союзов художников”, Почетный председатель Всероссийской творческой общественной организации “Союз художников России”, Действительный член Российской академии художеств, Лауреат Государственных премий СССР, РСФСР, РФ и стран СНГ, Член Союза писателей России Валентин Михайлович Сидоров показал свои произведения 1960-х годов, на которых запечатлены пейзажи Москвы – той, которой давно уже нет, но которую пока еще многие помнят.
Москве посвящены и еще несколько проектов. Например, Ассоциация искусствоведов (АИС) представила проект “Про Москву” (Владимир Брайнин, живопись).
А фотохудожник Валерий Близнюк показал прекрасный – увы, грустный – фотопроект “Прощай, любимый город…”:
Я не случайно начал разговор о специальных экспозициях Салона “ЦДХ-2011. Художник. Город” с проектов, посвященных именно Москве. У нас как-то не принято акцентировать внимание на том, что в последние десятилетия город активно разрушали и унижали, а москвичей ругали и натравливали на них жителей других городов – мол, именно Москва и москвичи виноваты во всех бедах страны. Политики и юмористы, озлобленные люмпены и просто уставшие от бесконечных реформ, дефолтов и кризисов люди – все считают чуть ли не хорошим тоном “прохаживаться” по городу и его жителям.
Между тем, Москва – столица России, ее сердце. Для всего мира, и друзей, и врагов, Москва – “лицо” России, она олицетворяет страну: “Помощь Москвы”, “Рука Москвы”… И унижать свое сердце, свое лицо, я считаю, – дурно. Если в каком-то будущем столица по каким-то соображениям будет перенесена в какой-либо другой город – Санкт-Петербург ли, Екатеринбург, Моршанск – что ж, страна лишится своего “лица”, но “сердце” все равно будет здесь, – а без него страна вообще может перестать существовать.
А что касается разделения жителей на “москвичей” и “приезжих” – в свое время журналист, писатель Владимир Гиляровский, переехавший жить в Москву в зрелые годы, с гордостью говорил и писал о себе: “Я – москвич!”. Одна из особенностей Москвы заключается в том, что она всегда была гостеприимна к лучшим – способным, умным, трудолюбивым, жизнестойким – вне зависимости от места рождения, профессии, национальности. Более того, Москва часто стимулирует людей на проявление вышеперечисленных качеств – возможно даже, и своей “жесткостью”, присущей всем большим городам мира.
Характерным примером этого стала история появления на Салоне «ЦДХ-2011» экспозиции Союза художников Таджикистана. Пусть простит меня читатель за то, что на время отвлекусь от раздела “Специальные экспозиции”, но не рассказать эту потрясающую историю я не могу (впрочем, и она тоже относится – к итогам Салона). Итак, все началось с того, что работы, привезенные Союзом художников Таджикистана, задержала таможня – оказалось, что те, кто их ввозили, неправильно оформили документы.
На “разруливание” этой ситуации в “Росохранкультуре” требовалось время, между тем неумолимо приближался час открытия Салона. И тогда приехавший из Таджикистана театральный художник Далер Михтоджев попросил дать ему… бумагу. Ему нашли листы гофрокартона, одна из сотрудниц МКСХ купила в ближайшем магазине художественных товаров уголь и соус – и за несколько часов Далер Михтоджев, разложив листы гофрокартона прямо на полу пустого стенда СХ Таджикистана, создал серию из семи работ, названную им “Молитва”.
А куратор Салона Маргарита Петровна Карлова за это время договорилась по телефону с несколькими живущими в Москве таджикскими художниками, чтобы они срочно привезли из мастерских свои новые картины и скульптуры – и в результате экспозиция Союза художников Таджикистана получилась отличной, как говорится, на пять с плюсом – это отмечали не только ценители искусства, но и профессиональные искусствоведы, которых я попросил высказать свое мнение об экспозиции СХ Таджикистана в целом и о серии работ Далера Михтоджева в частности.
Я спросил Далера Михтоджева, были ли его работы повтором того, что задержала таможня – оказалось, нет, это абсолютно новые произведения, идея которых родилась у художника, когда он обдумывал, как в сложившейся ситуации представить на Салоне свою страну, свой Союз художников.
А на вопрос, как же ему удалось в условиях цейтнота и стресса создать семь работ высокого художественного уровня, Далер Михтоджев ответил – “С Божьей помощью”.
Да, нравится это кому-либо, или нет, но лично для меня таджикские художники Далер Михтоджев, Сухроб Курбанов (это автор живописных работ на стенде СХ Таджикистана) и другие, так же, как туркменские, кыргызские, молдавские, азербайджанские, армянские, узбекские, любые другие художники, впрочем, как и писатели, музыканты, представители других творческих профессий – гораздо больше “свои”, чем родившиеся в Москве или приехавшие сюда из какого-то другого российского или зарубежного города лентяи либо проходимцы и безнравственные жулики, которым тут, увы, оказалось намного проще “устроиться” и выживать, чем художникам и музыкантам (в том числе не только приехавшим издалека, но и родившимся тут, в Москве).
Очень хочется, чтобы было наоборот, и чтобы таможня задерживала не привезенные в столицу картины, – даже если и документы при них оформлены неправильно, – а то, от чего действительно необходимо ограждать город: наркотики, оружие, взрывчатку, опасные для здоровья товары, испорченные продукты…
Впрочем, вернусь к наиболее интересным экспозициям Салона. Поскольку масштаб этой выставки огромен, расскажу о том, что особенно обращает на себя внимание. Это проекты “Сад” (Иван Лубенников и его ученики), “Автопортрет на фоне встреч и прощаний (Виктор Калинин).
МКСХ и Компания “Провенанс” показала графику Андрея Геннадьевича Поздеева (1926-1988 г. г.), советского художника-авангардиста, творческое наследие которого очень разнообразно. Работы Поздеева характеризуются ясностью замысла, цельностью композиции, лаконизмом, изящной линией и при этом абсолютной свободой самовыражения.
Интересную графику – рисунки старых церквей показала в проекте “Вглядываясь в века” Анна Черникова-Карлова; графику и живопись – Сергей Белов в проекте “Археология мегаполиса”.
Впрочем, вряд ли в интернет-издании возможно рассказать о том, что не вошло полностью даже в 330-страничный официальный Каталог Салона. Покажу еще лишь несколько работ из персональных экспозиций: картину Алексея Тимошенко, которая привлекла мой взгляд не только светом и воздухом, но и точным изображением пасущихся коров – лично мне импонирует, когда художник добивается точности изображения, а не прикрывает свое неумение достоверно передать особенности живого существа ставшей сакральной фразой “я так вижу” (что в переводе на общечеловеческий язык нередко означает – “я по-другому и не могу”), и картины Любови Орловой. Хотя ее манера лично мне не близка, – я, возможно, из-за особенностей зрения, предпочитаю более “резкое” изображение, и в рисунке, и на холсте, – однако работы этого художника выполнены профессионально и вполне достойны внимания.
А в заключение мне хочется привести слова Бориса Кузьмы, Заслуженного художника Украины, Председателя Закарпатской организации Национального союза художников Украины:
«Я представляю на Салоне Украину от имени маленького Закарпатского союза художников. Последний раз мы привозили свои работы в Москву в 2002 году, на украинскую выставку, а широко представлено закарпатское искусство последний раз здесь было лет 20-25 назад.
Мы часто участвуем во всяких европейских акциях, потому, что от нас до столиц европейских государств рукой подать, а в Москве с тех пор, как распался Советский союз, бываем редко, и о нас немного забыли – и журналы, и любители искусства.
Теперь, благодаря Салону, мы получили возможность напомнить о себе и в Москве, показать, что делается в Закарпатье, да и, частично, вообще на Украине, потому, что Закарпатская школа входит в пятерку ведущих школ Украины. Конечно, участвуя в Салоне первый раз, мы многого еще не знали. Да и, ввиду сложностей с транспортировкой работ, мы вынуждены были привезти сюда картины небольшого размера, – большие концептуальные полотна непросто перевозить.
Тем не менее, мы довольны своим участием в этом году, и надеемся быть и на следующих Салонах. Мы всегда с интересом смотрим в сторону России, тут остались какие-то наши традиции, ведь наши культуры, наши искусства близки – их разъединяет только расстояние, но оно, как видите, преодолимо”.
Что ж, именно в этом, пожалуй,заключается и главный итог, и главный урок Московского международного художественного Салона “ЦДХ-2011. Художник. Город”: для людей искусства все расстояния и все препятствия, при желании и определенных усилиях, оказываются преодолимы. А желание сохранять общее культурное пространство у художников, безусловно, есть, поскольку это, без сомнения, идет на пользу всем. Также, я думаю, Салон “ЦДХ-2011. Художник. Город” позволил всем его участникам сделать еще один шаг вперед в своем творческом развитии, профессионализме, а всем зрителям – в своем кругозоре, понимании художественных процессов на территории практически всего постсоветского пространства.
Николай Ефремов
Фото автора
Оставить комментарий
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.