Семинар “Пространственные иконы. Текстуальное и Перформативное”

     Международный научно-методологический семинар "Пространственные иконы. Текстуальное и Перформативное" под руководством А. М. Лидова пройдет в Белом зале Президиума Российской Академии художеств 25 мая 2009 г. Его тема - "Иконическое и пространственное в современном искусстве". В заседании круглого стола примут участие Дмитрий Гутов, Александр Корнаухов, Олег Кулик, Анатолий Осмоловский, Ирина Языкова и многие другие художники, искусствоведы, теоретики культуры.
     Данный круглый стол завершает серию семинаров этого учебного года и предваряет международный симпозиум "Пространственные иконы", который пройдет в Академии Художеств с 23 по 26 июня 2009 г.
     В центре внимания - главный вопрос, возможен ли диалог современного искусства с средневековой византийско-древнерусской традицией. Есть ли будущее у "пространственных икон" как формы художественного творчества? Или концепции абсолютно не совместимы? Если это так, то в чем причина? Если диалог все же возможен, то в каком формате? Как объяснить новый интерес к сакральному пространству в актуальном искусстве? Речь идет о глубинных процессах или о случайной моде и политической конъюктуре?
     Исходным сюжетом круглого стола будет обсуждение литургического перформанса Олега Кулика, недавно прошедшего в Париже, который приглашением российского художника в театр Шатле отметил столетие Дягилевских сезонов. Впервые будет показан фильм об этой постановке, вызвавшей скандально противоположные рецензии ведущих масс-медиа и ставшей одним из самых громких событий в культурной жизни Европы.
     Помимо представителей актуального искусства, к разговору на круглом столе приглашены художники, непосредственно развивающие традиции средневекового монументального искусства (широко известный в мире мозаичист Александр Корнаухов). Будет рассказано о последних работах крупнейшего современного иконописца иеромонаха Зинона (росписи православного собора в Вене). Впервые будет предложена возможность диалога между двумя внешне абсолютно инородными подходами к созданию сакрального пространства, которые могут иметь парадоксальные точки соприкосновения.
     Сам семинар "Пространственные иконы" Алексея Лидов посвящен особому явлению мировой художественной культуры, на которое лишь в самое последнее время обратили внимание историки искусства. Речь идет о "пространственных иконах", а именно о конкретных проектах создания "иконических" образов в пространстве. Такие образы могли возникать как между несколькими изображениями в определенной сакральной среде (храма, города, ландшафта), так и в контексте ритуального действа. Эти "иконы" не совпадали с любыми привычными изображениями на плоскости, существуя вне изобразительных схем. При этом "пространственные иконы" задумывались по законам иконографии, к возможностям которой прибавлялись световые, звуковые, ритуально-пластические и иные эффекты, образующих "срежиссированное" целое.
     Примечательно, что византийские "пространственные иконы", столь необычные в новоевропейском контексте, находят типологическую параллель в новейшем искусстве перформансов и мультимедийных инсталляций, которые и исторически, и содержательно не имеют с византийской традицией ничего общего. Однако базовый принцип, когда отсутствует единый источник изображения, а образ создается в пространстве под воздействием множества динамически меняющихся форм, делает их типологически родственными. Крайне важна и роль зрителя, который активно участвует в пересоздании пространственного образа.
     При всем различии технологий, эстетики, содержания, можно говорить об определенном типе восприятия образов, который во многих отношениях противоположен западно-европейскому пониманию "плоской картины", которое доминировало в художественном сознании в новое и новейшее время.
     Семинар предполагает обсуждение иного способа художественного видения, развивавшегося в древнем и средневековом искусстве, затем последовательно вытесненного и вновь обретаемого в наши дни. Таким образом речь идет о некоем альтернативном пути творчества, когда не самодовлеющий художественный предмет, а иконическое, в смысле соединяющее горнее и дольнее, пространство рассматривается как центр универсума.
     Осознание существования данного историко-художественного пласта стало возможным в контексте новой теории иеротопии, рассматривающей создание сакральных пространств как особую сферу творчества, которая должна быть изучена исторически (см. кн.: Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2006).
     Семинар предполагает широкие и интенсивные дискуссии, посвященные как конкретным примерам "пространственных икон" в разных культурах мира, так и обсуждения широкого круга теоретических проблем искусствоведения и актуальной художественной практики.

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставить комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

© 2017 Новый Вернисаж – Искусство: события и комментарии. All rights reserved.
Локализация темы для wordpress и goodwin.wpbot.ru. Дизайн от gabfire .
      Каталог блогов Blogdir.ru