“Российская неделя искусств”: обещания не исполнены

Российская неделя искусств     С 14 по 18 апреля 2009 года в Московском Доме Художника на Кузнецком мосту прошла художественная акция, носящая громкое название Международная выставка-конкурс современного искусства "Российская неделя искусств". В ее рамках должны были пройти Международный конкурс живописи, Международный графический конкурс, Международный конкурс фотографии, Международный конкурс скульптуры, Международный конкурс по декоративно-прикладным видам искусства, Международная арт-выставка.
     О масштабе данного мероприятия можно судить хотя бы по тому факту, что в Международной арт-выставке приняло участие около 10 человек. А "Международные конкурсы" оказались всего лишь сладкой приманкой для художников, заплативших свои деньги за участие.
     Изначально на сайте устроителей была размещена информация о 25 членах международного жюри из Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Канады, Норвегии, Польши, Пуэрто-Рико, Словакии, США, Финляндии, Франции и др. Но ни один из объявленных членов жюри выставку не посетил и даже не собирался этого делать. Оказывается, судейство жюри было... заочным, о чем устроители "недели" участников заранее не проинформировали.
     Лицам, которые были указаны как члены международного жюри, были направлены фотографии работ с просьбой проголосовать за наиболее понравившиеся. Хотя не только искусствоведы, но даже мало-мальски грамотные любители искусства знают, что по фотографии практически невозможно составить впечатление о картине, крайне тяжело - о скульптуре и декоративно-прикладных работах (требуется несколько снимков с разных ракурсов), и не всегда - даже о черно-белой графике. А иначе зачем вообще было бы ходить на выставки - купи себе альбом иллюстраций и любуйся.
     Причем, как рассказали устроители "недели" на закрытии, из 25 членов международного жюри только 8 (!) прислали свои оценки ко времени подведения итогов конкурсов.
     Только на закрытии участникам объявили о том, что, оказывается, существовало российское жюри, которое и определило "победителей". А в этом жюри наряду с людьми авторитетными в искусстве присутствовали и такие, которые пользуются не очень хорошей репутацией у профессиональных художников. И некоторые участники восприняли этот трюк как банальное мошенничество - ведь они заплатили свои деньги, чтобы представить работы на суд именно международного жюри. Если обещания, под которые собираются деньги, не исполнены, то это уже не просто "организационные недочеты", это уже смахивает на мошенничество.
     Еще один момент, видимо, принесший устроителям немало денег, но сделавший это мероприятие для профессиональных художников малоинтересным. Изначально было объявлено, что экспозиции участников будут разделены по трем категориям: "юниоры", "студенты" и "профи". За участие в конкурсе они платили 1600, 2200 и 2900 рублей соответственно. Как художники попадали в "профи", рассказала одна из участниц. Договариваясь об участии в "неделе", она сообщила организаторам, что занялась живописью недавно, менее двух лет. "Вы студентка?" - "Нет, у меня высшее образование, я инженер" - "Тогда - в профи!". В результате все, кто не относится к юниорам или студентам, попали в "профи" - и те, кто выставляется уже десятки лет, и те, для кого это первая выставка.
     Кстати, и категория "юниоры", без разделения на возрастные группы, представляется странной. Ведь невозможно сравнивать между собой рисунки шестилетних, одиннадцатилетних и шестнадцатилетних: то, что для шестилетнего - признак больших способностей, для шестнадцатилетнего - свидетельство того, что в художники ему лучше не идти. Поскольку на этикетках конкурсных работ вообще не был указан возраст, непонятно, как жюри их оценивало.
     После всего этого говорить о победителях конкурсов смысла нет. Впрочем, нет и возможности: их имена остались тайной для большинства участников. Список победителей должны были огласить на закрытии "недели" 18 апреля, в 16 часов. Однако то ли вовремя не напечатали дипломы, то ли организаторы не хотели говорить о победителях публично, пока все могли посмотреть на их работы вживую и сравнить с теми, что не получили награды - в общем, начали церемонию закрытия не в 16 часов, а в 17, но и тогда победителей оглашать не стали, а принялись тянуть время. Даже в 19 часов, когда экспозиция уже была фактически разобрана и большинство участников разъехались, итоги конкурсов еще не были объявлены. Наиболее упорные, решив ждать до победного конца, устроились на стульях, а некоторые даже на полу - что ж, их можно было понять, ведь впервые приняв участие в выставке, так хочется надеяться на победу. Те же, кто устав от трехчасового стояния, уехали, не дождавшись итогов, имеют возможность прочитать о них на сайте "недели", если, конечно, кому-то это будет интересно.
     Жаль, что там нельзя будет прочитать о недочетах этого мероприятия - о трюках с якобы "международным" жюри, о спорном делении участников на "категории", о банальных недостатках и просчетах в организации "недели". Например, о том, как за день до начала участникам приходилось отстаивать многочасовую очередь, чтобы сдать работы на конкурс. Или о том, что выставленные картины посетители свободно фотографировали, причем не только на любительские камеры, но и на профессиональные, позволяющие делать репродукции и даже копии работ. Или о том, что гостей на входе заставляли пройти регистрацию, заполнить анкету с указанием своих личных данных - прием, удачно используемый на коммерческих выставках для того, чтобы получить информацию о посетителях, но не вполне уместный для художественной выставки. При этом девушки, собирающие анкеты, прямо на рабочем месте кушали гамбургеры. И т.д.
     Впрочем, не хочется заканчивать на минорной ноте. У данной "недели" есть одно несомненное достоинство, делающее ее вполне полезной: это практически единственная в Москве регулярная коллективная художественная выставка, на которой могут выставить свои работы студенты и начинающие художники. Если бы организаторы правильно спозиционировали бы ее, и честно проинформировали бы о российском жюри, его составе, о том, что международное жюри будет судить заочно, по фотографиям, и не ограничивая себя сроками проведения "недели", а также о том, что это выставка ориентирована в первую очередь на начинающих, то они избежали бы обвинения во введении в заблуждение художников, принявших решение участвовать в "неделе" (и заплатить свои деньги) на основе недостоверной информации.
     В заключение небольшой фоторепортаж - некоторые интересные работы (кроме картин и рисунков), и любопытные моменты выставки.

     Николай Ефремов
     Фото автора

no images were found

Оставить комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

© 2017 Новый Вернисаж – Искусство: события и комментарии. All rights reserved.
Локализация темы для wordpress и goodwin.wpbot.ru. Дизайн от gabfire .
      Каталог блогов Blogdir.ru