“Пустыня запрещенного искусства”
- Пятница, 5 Ноябрь 2010, 18:44
- Кино
4 ноября 2010 года в Москве, в галерее А3 прошел показ фильма “Пустыня запрещенного искусства”, посвященного русскому искусству советского периода. Обозреватель “Нового Вернисажа” Татьяна Пынина побывала на этом показе и делится своими впечатлениями от увиденного.
Этот фильм показывали в одном из выставочных залов галереи “А3″, на небольшом экране, стульчики раскладные деревянные поставили, человек пятьдесят собралось, – в основном участники проходящей в галерее выставки “оммаж” и их знакомые. Пожалуй, специально пришли посмотреть кино только несколько человек. Фильм “привязали” к проходящей выставке и к любопытному видеопроекту – четыре мини-фильма с неплохой концепцией.
Как оказалось, фильм, сделанный американцами, стоил того, чтобы приехать и посмотреть его даже в таком антураже. (Говорят, правда, что он вроде бы доступен в Интернете). Во-первых, он довольно добротно профессионально и грамотно сделан, и с точки зрения режиссуры, и, естественно, сценарной линии. Немного перегрузили Сталиным, но без этого расхожего штампа сейчас никуда, если бы фильм делали наши люди, любящие попинать свою историю, то Сталина было бы куда больше. Поэтому даже не отношу это к недостаткам фильма, так к слову – в глаза бросилось.
Думается, что такой фильм неплохо бы показывать нашим школьникам – довольно сжато, логично и добросовестно обозначена наша история, с хорошо подобранной хроникой, все очень дозировано, все объяснено – что, как и почему происходило; что такое соцреализм и почему он был нужен государству, что было с художниками, которые не укладывались – и не хотели укладываться! – в эти рамки “единственно верного направления в искусстве”, какова была судьба произведений этих художников.
Самое удивительное, что этот фильм – не пропагандистская агитка, а попытка рассказать на фоне истории нашей страны о музее в Нукусе, который был организован силами и подвижничеством всего одного человека – художника, археолога и коллекционера Игоря Ставицкого
Кстати: фильм шел на английском, без перевода, и я подумала, что если бы в Америке, Англии или еще какой англоязычной стране показывали кино на русском – кто бы что понял? А у нас – не вопрос, да и директор самого музея в Узбекистане говорила по-английски.
Для зрителя – естественно, американского, но, думаю, что и для молодого российского также, увы, – в начале фильма было показано на карте, где был Советский Союз, где Узбекистан, и, собственно, Каракалпакия, которая теперь – Республика Каракалпакстан, и ее столица Нукус, как далеко это от Москвы, среди песков, верблюдов, минаретов и умирающего Аральского моря.
Для западного зрителя – о традициях, этнонациональной культуре и быте мусульманской Средней Азии. И о том, с каким уважением русские художники, оказавшиеся там, относились к местным обычаям, с каким интересом изучали и собирали образцы традиционной народной одежды, утвари. Свой музей Савицкий и начинал как этнографический, к восторгу и изумлению каракалпаков. Сам Савицкий был очень талантливым художником, еще в молодости он приехал в Москву и показал свои работы Фальку. Тот раскритиковал его за “открытый цвет”, сказав, что цвета, мол, он, Савицкий не чувствует (а там такая экспрессия, буйство цвета, импрессионистический взгляд и довольно тонкое отражение реальной цветовой гаммы пейзажей Средней Азии!
После этой встречи с Фальком Савицкий пережил серьезное потрясение, писать перестал, но реализовался в коллекционировании, выбив под свой музей официальное финансирование. Правда, много позже все же рисовать продолжил. Но время было упущено, темперамент, энергия и силы ушли на другое дело. Сейчас Государственный музей искусств в Нукусе носит его имя. Он – имени Игоря Савицкого.
В программе “Голоса Америки”, анонсировавшей американскую премьеру, было сказано, что фильм “Пустыня запрещенного искусства” посвящен музею. Нет, не совсем так, он посвящен русскому искусству советского периода. И Игорю Савицкому, которому в одиночку удалось собрать и спасти от забвения 44 тысячи произведений живописи и графики – запретного и невостребованного искусства.
Также фильм посвящен нашей истории. Кадры хроники последовательно показывают суровые будни – стройки, прокапывание арыков, мелиорация, – и парадные празднества: радостные шествия физкультурников, гордящихся своей страной, счастливых своей молодостью и удалью, верящих в завтра; позорные, чудовищные факты того времени – разрушение храмов, сожжение икон, расстрел, концлагеря, лесоповал, – и людей, которые жили в то время, судьбы художников, чье творчество не укладывалось в идеологическую систему ценностей государства.
Фильм “Пустыня запрещенного, – а я бы сказала “запретного”, – искусства” снимался лет пять-шесть назад в Нукусе, Узбекистане, частью (интервью) в Москве, даже в Третьяковской галерее. Затем его долго монтировали – не было денег. Недели три назад показали в Штатах, в музее Зиммерли, где есть отдел русского и советского нонконформизма, основу которого положила коллекция Нортона Доджа. Сейчас фильм с успехом показывается на фестивалях в Северной Америке. В галерее А3 был единственный показ единственной копии фильма в Москве.
Когда после просмотра мы вышли на Староконюшенный переулок, где располагается галерея, рабочие, по иронии судьбы – узбеки, снимали флаги: государственный, бело-сине-красный, и Москвы, красный, с Георгием Победоносцем, – закончился праздник, День народного единства. Больше никого в Арбатских переулках не было, только припаркованные на ночь машины. Иная реальность. Нет той страны, о которой был фильм, другие праздники, сменившиеся ценности. Но остались люди – самые разные, которые все это еще помнят. Поэтому, наверное, не надо забывать о прошлом – том, в котором мы все вместе жили.
Татьяна Пынина
Оставить комментарий
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.