Популярная вечная музыка
- Среда, 6 Апрель 2011, 9:21
- Концерты
В Московском международном доме музыки 2 апреля 2011 года прошел концерт Центрального военного оркестра Министерства Обороны Российской Федерации “Музыка черно-белого кино”.
Концерт, не посвященный никакому событию и не приуроченный ни к какой дате. И это, как оказалось, просто замечательно, поскольку именно в этом случае для живой, здесь и сейчас звучащей музыки есть реальный шанс стать событием. Так оно и произошло. Это тем более удивительно, что в концерте не было ни одной премьеры. Напротив, звучала музыка наслышанная, но не надоевшая, которую, конечно, можно обозначить по-разному. Кто-то скажет, что это популярная музыка прошедших эпох, музыка ретро, кто-то, пользуясь нынешним сленгом, может назвать ее “попсой”. И, по сути, все окажутся правы. С одним существенным уточнением: если это и “попса”, то, все-таки великая и классическая.
Потому, что более двух часов в замечательном зале звучала музыка, для которой нет ни границ времени, ни барьеров для проникновения в душу. А то, как она маркируется музыковедами, любителями и “нелюбителями” такой музыки вовсе и не важно.
Важным и, пожалуй, главным на этом концерте оказалось удивительное родство душ и сердец, заданное и мягко навязанное со сцены замечательным оркестром под руководством Начальника военно-оркестровой службы РФ, главного военного дирижёра России, заслуженного деятеля искусств России, заслуженного деятеля Всероссийского музыкального общества, члена Союза композиторов Российской Федерации, генерал-лейтенанта Валерия Халилова.
Для людей не очень молодых, к коим отношу и себя, этот концерт оказался волшебным устройством, позволившим попутешествовать во времени. Впрочем, ведущие и не скрывали своих намерений – переноситься вместе со слушателями в годы молодости и еще пораньше – к началу прошлого века, когда из короткого, но емкого рассказа возникла фигура Ежи Петербургского, автора знаменитых хитов – танго “Утомленное солнце” и вальса “Синий платочек”.
Кстати, изящной оркестровой версией “Утомленного солнца” и началось второе отделение концерта. А в первом звучали произведения Исаака Дунаевского, Константина Листова, Булата Окуджавы, зарубежная классика жанра – танго “Брызги шампанского” и “Кумпарсита”, а также незабываемые вальсы. Звучали так, как, кажется, они звучали внутри их создателей, и при этом удивительно современно, ведь подлинная классика, потому и становится таковой, что оказывается актуальной для людей, в каком бы веке и десятилетии они ни жили.
Большинство аранжировок, судя по всему (об этом не было объявлено в концерте) сделано Валерием Халиловым, сделано чрезвычайно тактично и свежо. Оркестр мудро избегает того нарочитого осовременивания, которым некоторое время назад грешили известные телепроекты, например, “Старые песни о главном”. Да, когда звучат песни, казалось бы, намертво вбитые в души и в уши первыми или основными их исполнителями, перед нынешними певцами стоит непростая задача. И успешно решать ее можно, как подтвердил этот концерт, если только певцы и музыканты, аккумулируя созданное до них, обращаются к первооснове, к тому, что выжило в череде эпох.
Особых слов заслуживают солисты оркестра – каждый из них точен и уместен в концерте и выбором репертуара, и тем уникальным вкладом, который он вносит в общее дело – все самобытные и разные.
Классический вокал в сочетании с задушевностью – так можно сказать в отношении лауреата международных конкурсов Натальи Манулик, исполнившей две песни Дунаевского. Заслуженная артистка России Лилия Ерохина представила песни Дунаевского в разнообразии и интонационных решений, подтвердив филигранное владение стилистикой и советской песни, и романса. Актриса кино и телевидения Елена Пирогова-Филлипова принесла на сцену дух актерской песни – органику свободного контакта с залом и особую выразительность поющегося слова.
Обладатель мощнейшего баритона Евгений Воробьев исполнил песню “За того парня”, как бы учитывая каноническую магомаевскую трактовку, но при этом вкладывая в исполнение свой собственный артистический и человеческий опыт. Лауреат Международного конкурса им. П. И. Чайковского Михаил Давыдов вложил свои самобытные оттенки в исполнение песен Н. Богословского.
Концерт обладающего огромным опытом и всевозможными регалиями и наградами главного военного оркестра страны оказался теплым и задушевным, подарил часы истинного наслаждения от встречи с вечной и неиссякаемо живой музыкой.
Юрий Подпоренко
Оставить комментарий
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.