Памяти мастера
- Четверг, 25 Март 2010, 22:07
- Выставки
На 13-м Московском международном художественном салоне “ЦДХ-2010. Большое в малом” в разделе “Специальные экспозиции” представлена выставка “К 120-летнему юбилею Николая Терпсихорова”.
Это не только дань памяти замечательному графику и живописцу, ученику К. Юона, Н. Касаткина, К. Коровина, Ап. Васнецова, но и возможность еще раз увидеть работы настоящего мастера рисунка.
Судьба Н. Терпсихорова – это и своеобразная летопись художественной и общественной жизни России первой половины ХХ века. Были в его жизни и учеба в предреволюционные годы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Была служба в Красной Армии в самые горячие годы революции. В 20-е годы художник активно сотрудничает в Окнах РОСТа и вступает в Ассоциацию художников реалистов России (АХРР). Н. Терпсихоров – участник всех одиннадцати выставок АХРР (1922-1929 годы). В результате многочисленных поездок по стране появляются жанровые картины, выражающие дух эпохи: “Каширское железнодорожное депо”, “Кирпичный завод”, “Первый лозунг”, “Красное знамя труда”, “Этап”, “Русь обучается”, “Окно в мир”, “Гадалка”, “Враги коллективизации” и другие.
Особый этап творческой жизни художника составили поездки в Среднюю Азию. 1929 год ознаменовался поездкой в Узбекистан и работой над рядом жанровых картин: серия “Старый Самарканд”, “Швея”, “Девочка узбечка”, “Книжный базар”, “Красный обоз хлопка” и др. А в 1935-1936 годах он плодотворно работает в Туркмении, где были созданы такие известные работы как “Ковровщицы”, “Охотник на барсов”, “Колхозник”, “У очага”, “Интересная книга”, “Богатый урожай”.
С конца 30-х годов Н. Терпсихоров все больше и больше увлекается пейзажной живописью, и по праву вошел в историю советского пейзажа, как поэт среднерусской природы. В последние годы своей жизни он работает в окрестностях старого русского городка Тарусы на Оке, пишет этюды в Крыму, на Кавказе, Закарпатье, Прибалтике, на Байкале.
Работы Н. Терпсихорова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, в картинных галереях многих городов нашей страны и за рубежом, они продолжают выставляться и по сей день. Это и есть лучшая награда художнику – потребность зрителей в живом общении с его рисунками и полотнами.
Юрий Подпоренко
В оформлении статьи использованы рисунки Николая Терпсихорова:
– Сбор хлопка. Туркмения. 30-е гг. ХХ в. Бумага, карандаш;
– Портрет дочери. 1946. Бумага, уголь;
– Маруся. 30-е гг. ХХ в. Бумага, карандаш
Оставить комментарий
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.