“Ночь в музее” – 2010
- Понедельник, 17 Май 2010, 4:25
- Арт-тусовки, Выставки, Избранное, Карусель фото, Фоторепортажи
15 мая 2010 года в Москве прошла четвертая общегородская культурная акция “Ночь в музее”. В ней приняли участие 60 музеев, 35 выставочных залов, 42 галереи, 6 арт-центров, было организовано более 20 уличных программ. Для удобства перемещения между выставочными объектами были разработаны бесплатные автобусные и пешеходные маршруты, распространялись специальные карты-гиды с подробной программой и маршрутами. Основные мероприятия проводились с 19 до 2-х часов, но некоторые галереи и клубы работали до 5 часов утра.
В прошлом году, делая репортаж об акции “Ночь в музее”, я постарался объехать центральные музеи города, а в этом году начал свое турне с окраины города – музея, носящего очень торжественное название: “Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник “Царицино”. Забавное место – очень красивое, ухоженное, прекрасно освещенные здания – чувствуешь себя буквально в сказке. Надеюсь, фотографии хоть немного передают эту торжественно-сказочную атмосферу.
Дворцовый комплекс в Царицино спроектировал для Екатерины Великой выдающийся русский архитектор Василий Иванович Баженов. Правда, сама Екатерина, приехав в 1875 году в Москву, решила посмотреть, как идут работы в Царицине, и осталась очень недовольна: по ее мнению, дворец получился слишком мрачным. Баженов был отстранен от осуществления проекта, после чего, как сообщает “Википедия”, “оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками”.
К слову, несколькими годами ранее тот же Баженов подготовил проект, по которому должна была быть снесена Кремлевская стена, а вместо нее кремлевские соборы и постройки должен был окружить сплошной ряд высоких зданий, полностью закрывший бы Московский Кремль от посторонних взглядов. Можно себе представить, как бы от этого именился облик Москвы. К счастью, Екатерина не стала осуществлять эту безумную затею, – некоторые теоретики архитектуры до сих пор ставят ей это в вину, сокрушаясь о “трагической судьбе искусного зодчего”.
Восстановленный сегодня из руин по баженовским планам дворцовый комплекс Царицино, безусловно, очень красив, хотя вряд ли в конце XVIII века можно было предусмотреть возможность такого его освещения электрическим светом – мощными прожекторами, превращающими в темноте здания в сказочно-конфетные домики, стиль которых я бы охарактеризовал как – прусско-казанские мотивы с элементами китайской архитектуры.
И уж, безусловно, совершенно невозможно было предугадать двести с лишним лет назад, что царицынский парк украсит уникальный светомузыкальный фонтан, превративший для посетителей ГМЗ “Царицыно” ночь в музее в феерическое зрелище, наполняющее душу восторгом. Побродив по парку и полюбовавшись дворцом, мостом и другими сооружениями, поглазев на огромные толпы народа, тусующегося вокруг дворца, и немного послушав выступление Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского на открытой площадке, я завис у Царицынских прудов, – фонтан расположен на острове Подкова, – и не ушел бы оттуда до закрытия парка, если бы не желание посмотреть, что же еще нтересного происходит в эту ночь в Москве.
В Центр Москвы я приехал около полуночи и сразу же попал в пробку, достойную вечернего часа пик в рабочий день. Чтобы не застрять надолго, заранее намеченный маршрут пришлось изменить, о чем, впрочем, не жалею – в первом часу я уже входил в Провиантские магазины на Зубовском бульваре, где ныне расположено Музейное объединение “Музей Москвы”. Людей тут было, конечно же, намного меньше, чем в Царицыно, но, по-моему, намного больше, чем приходило сюда одновременно когда-либо, – в обоих зданиях шли экскурсии, многие посетители осматривали экспозиции сами. Тут царила чисто московская домашняя атмосфера, – та, что появилась в Москве, кажется, лет триста назад, когда Петр Первый принял решение перенести столицу в Петербург, и что сохранилась в некоторых уголках города после того, как Москва вновь стала столицей, а кое-где сохраняется и до сих пор.
Наверное, описывать музейные залы смысла нет, скажу лишь, что рекомендую посмотреть их всем, кто любит Москву и кто интересуется историей страны. Здесь можно увидеть и интересную живопись – правда, одна из картин поразила меня своей бездарной реставрацией. Это портрет, который написал Алексей Никанорович Комаров (1879-1977 г.г.) – один из основоположников русской анималистической школы, легендарный иллюстратор книг и журналов, начиная с журнала “Псовая и ружейная охота” и кончая “Мурзилкой”. Даже на черно-белой фотографии картины, сделанной до реставрации, несмотря на осыпающийся красочный слой видно, что лицо на портрете написано объемно, с использованием ярких контрастных мазков. А на картине после реставрации оно плоское, тусклое, мертвое, что совершенно не характерно для живописных работ Алексея Комарова.
От Музея Москвы рукой подать до Пречистенки. Залы Российской академии художеств были закрыты в связи со сменой экспозиции, а Галерея Зураба Церетели работала, и пускали туда беспрепятственно. В прошлом году в ночь музеев я застал там очень приятный концерт хоровых коллективов; в этом году также по программе должен был идти Международный хоровой фестиваль “Хрустальная часовня”, но закончился он раньше, чем я туда попал – это было около часа, – и я застал лишь любопытствующую публику, к негодованию служительницы пытающуюся залезать на скульптуры, чтобы сфотографироваться.
В начале второго, отъехав от Пречистенки, я вновь попал в безумную пробку, и около получаса добирался до Болотной набережной, куда даже в рабочие дни можно доехать минут за пять. “Красный Октябрь” около двух ночи был забит тусующейся публикой – впрочем, тут это бывает каждую субботу. Правда, не в каждую можно в это время попасть в Центр фотографии имени братьев Люмьер и посмотреть хорошие фотографии, а также документальные фильмы об актерах.
Один из сюрпризов, которые здесь приготовили для посетителей, – игральные автоматы брежневского времени. Когда-то они стояли в советских кинотеатрах – “Снайпер”, “Морской бой” и другие. Автоматы пользовались громадной популярностью у посетителей – иногда люди приходили не для того, чтобы посмотреть фильм, а только лишь чтобы поиграть. Одна игра стоила, кажется, пятнадцать копеек.
На этой галерее я, что называется, иссяк – впечатления переполняли меня, и продолжать турне по ночным залам я был уже не в состоянии. Хотя часть тех, с кем я совершал этот круиз, преисполненные энтузиазма отправились дальше, благо некоторые галереи и клубы, принявшие участие в акции “Ночь в музее”, обещали работать до утра. Но лично я получил ровно столько удовольствия, сколько мне было нужно, а точнее, сколько я смог вместить.
В первой акции “Ночь в музее” в 2007 году приняли участие несколько городских музеев, продливших свою работу до 21 часа. На следующий, 2008 год в рамках альтернативной акции “Доутрарт” к музеям присоединилось более 40 частных галерей, фондов культуры, арт-площадок и первый частный музей. Итог – в мероприятиях приняло участие 450 тысяч человек. В 2009 году число участников возросло до 120 арт-организаций: федеральные, городские, частные музееи и галереи, количество посетителей достигло 600 тысяч человек. В этом году, по моей прикидке, число посетителей перевалило за миллион.
Интересно, что будет в следующем году?
Николай Ефремов
Фото автора
Оставить комментарий
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.