“Ночь музеев” в Москве предварила Международный день музеев
- Понедельник, 18 Май 2009, 4:43
- Выставки, Карусель фото, События, Фоторепортажи
Вечером в субботу, 16 мая 2009 года, в Москве прошла “Ночь музеев”. Во многих странах она проводится в Международный день музеев, который празднуется 18 мая. Однако этот день в нынешнем году приходится на понедельник, и кто-то совершенно справедливо рассудил, что для большинства людей субботний вечер удобнее понедельничного. Поэтому в Москве “Ночь музеев” была назначена именно на 16-е.
Хотя подозреваю, что часть музеев, присоединившихся к этой акции, не ожидало того интереса, который проявили к ней москвичи и гости столицы.
Лично я начал свое путешествие с улицы Пречистенки. Там расположен Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств, а в его составе – Галерея искусств Зураба Церетели.
Около 19 часов удалось без особого труда припарковаться на самой Пречистинке. Небольшая очередь у рамки металлоискателя на входе, вежливая охрана, пригласительных никто не требует – и вот я внутри. В атриуме выступают хоровые коллективы. Поют очень хорошо, так, что хочется остаться и уже больше никуда не ездить. Людей очень много, но расставленных стульев еще больше – найти местечко присесть можно. Часть людей слушает стоя, а часть ходит по атриуму, рассматривает скульптуру, заходит в знаменитое бронзовое яблоко (“Познание добра и зла”), сидит в нем. Немало людей и в выставочных залах. При очень большом количестве народа ощущается интеллигентность и приподнятое настроение, какое бывало в прошлом на первомайских демонстрациях – кто постарше, тот помнит. В общем, праздник. К сожалению, дослушать концерт до конца не удается – журналистский долг требует двигаться дальше.
Государственный музей А.С.Пушкина на Пречистенке (крупнейший литературный музей России) опоясывала очередь. Для музея – очень даже немалая, хотя все стоящие вполне свободно разместились бы в атриуме Галереи искусств Зураба Церетели. Что такого интересного предлагал посетителям этот музей, что люди предпочитали мерзнуть – погода-то в субботу была совсем не летняя, – а не пойти, послушать концерт и побродить по залам Академии художеств, мне узнать не удалось, ибо впереди ждала другая цель – Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина на Волхонке. Он, в отличие от большинства музеев, продлил свою работу не до полуночи, а всего до 21 часа, причем кассы должны были закрыться в 20 часов, так что пришлось спешить.
Однако на Волхонке обстановка около восьми часов оказалась совсем другой, нежели на Пречистенке – не столько интеллигентной, сколько боевой. В буквальном смысле этого слова. Сначала даже подумалось, что около музея происходят какие-то беспорядки – много милиции, парковаться запрещено. Пришлось покрутиться минут 15, прежде, чем удалось приткнуть машину и вернуться к музею. У Галереи искусств стран Европы и Америки, входящей в состав ГМИИ им. Пушкина – толпа, а двери… наглухо закрыты, за ними видна задвинутая решетка. Молодые ребята у входа объясняют: ровно в восемь двери закрылись и никого больше не впускают. А чего тогда они ждут? Ну, вдруг смилостивятся…
На ограде Музея Личных Коллекций висит приглашающий плакат “Проведите вечер в музее”, очереди нет – однако внутрь не впускают. Очень довольный охранник на входе объясняет людям, что Музей будет работать до 21 часа, но касса уже закрылась и пускать никого не велено.
Пытаюсь объяснять: так, мол, и так, я журналист, искусствовед, делаю репортаж о “Ночи музеев”, пустите минут на 10 посмотреть, что происходит внутри. Но – нет. Надо было, оказывается, вовремя аккредитовываться.
Прошу пригласить администратора. Выходит дама, представившаяся как Серова Белла Савельевна. Излагаю свою просьбу и вижу, как спина этой усталой женщины распрямляется, а глаза загораются счастьем. Нет, пустить журналиста, чтобы он рассказал читателям о том, как происходит тут “Ночь музеев” – ни за что! Надо было заранее, в рабочие дни, написать письмо на имя главного хранителя Пушкинского музея, с просьбой об аккредитации. Это письмо, как положено, рассмотрели бы, и решили, можно ли удовлетворить просьбу, или нет. А без аккредитации впустить журналиста ну никак нельзя. И как просто посетителя впустить тоже нельзя, потому, что касса уже закрыта.
Для справки: в “Ночь музеев” все музеи, принявшие участие в этой акции, в том числе и Пушкинский, посетителям билеты выдавали бесплатно.
Признаться, я так и не понял, что бы такого страшного произошло, если бы журналист, искусствовед зашел в Музей Личных Коллекций без предварительной аккредитации, даже если он пришел после закрытия кассы. Пол провалился бы? Или раскрылись бы страшные тайны, тщательно скрываемые от общественности? Мне думается, что эти держиморды от искусства никакие такие музейные тайны, конечно же, не охраняли, а просто реализовывали свой комплекс неполноценности. Если во время общественно значимых мероприятий, к которым может проявлять интерес пресса, в музее не дежурит представитель пресс-службы, значит, соответствующие полномочия должны быть у дежурных администраторов. Впрочем, надо будет поинтересоваться у администрации музея.
Касса основного здания музея еще работала, но попасть туда также было практически невозможно: большая очередь заворачивала глубоко в Малый Знаменский переулок. У входа в музей – милиция и даже ОМОН в черных кожанках и беретах. Лейтенант объявляет по мегафону: не занимайте очередь, все равно все войти в музей не успеете.
С громадными сложностями все-таки удалось найти администратора, взявшего на себя ответственность впустить журналиста, и… ничего плохого от этого с уважаемым музеем не случилось. Внутри довольно много народу, обстановка, что называется, спокойная. Видно было, что часть посетителей – это те, кто был рад попасть в музей бесплатно, а часть – те, кому интересно было придти в музей именно вечером. В одном из залов встретил проходившую Ирину Александровну Антонову, директора ГМИИ имени Пушкина, раскланялся с ней, но задавать какие-либо вопросы не стал – уж очень спешащий и уставший вид у нее был.
Напротив Пушкинского музея на Волхонке – картинная галерея Ильи Глазунова. Туда тоже очередь. Сфотографировав ее, перемещаюсь в Лаврушинский переулок, где расположена “Старая Третьяковка” – Всероссийское музейное объединение “Государственная Третьяковская галерея”, ГТГ. Как было объявлено,”Старая Третьяковка” должна работать до 23 часов, вход до 22-30, а “Новая Третьяковка” – на Крымском валу – до 24 часов, вход до 23-30.
После Пушкинского заранее настраиваюсь на сложные объяснения, ведь и в Третьяковку я заранее не аккредитовался. В Лаврушинском – нечто невообразимое. Громадная очередь в пять-семь рядов огибает комплекс зданий Третьяковской галереи и уходит глубоко-глубоко в Большой Толмачевский переулок. Народу раз в десять больше, чем перед Пушкинским, правда, обстановка не такая нервозная и ОМОНа нет. Подхожу к кордону у ворот, объясняю, что журналист, пишу о “Ночи музеев”. Вежливо выслушивают, внимательно изучают удостверение и… приглашают войти. Причем не “ну хрен с вами, пройдите” а – доброжелательно, приветливо. Сразу чувствуешь, что попал в Музей, учреждение культуры.
Кстати, еще один эпизод в Третьяковке. Уже на выходе я случайно услышал, как охранник говорил молодым ребятам, похоже, студентам: приходите к нам еще раз 18-го мая, в День музеев, сегодня некоторые залы не работают, а 18-го все они будут открыты, вход также будет бесплатным. Заметьте: не корреспонденту говорил – просто ребятам, обсуждавшим увиденное (похоже, в Третьяковке побывали впервые).
Что касается самого музея: часть залов, действительно, была закрыта, но удовольствия посетителям это не портило. Народу в музее было громадное количество – лично я никогда такого не видел. Похоже, что большинство из пришедших в эту ночь ходят в музеи не часто, причем вовсе даже не из-за денег – просто как-то в голову людям не приходило, что можно пойти смотреть картины. В этом смысле “Ночь музеев” оказалась неплохой рекламной акцией.
Выйдя из Третьяковки, попадаю на импровизированный концерт в Лаврушинском – два музыканта, положив у ног раскрытый футляр гитары, весьма недурно играют и поют. Очень хотелось послушать – но впереди ждала “Новая Третьяковка” на Крымском валу. Туда еду уже без особых опасений – и действительно, никаких эксцессов, никаких проблем и даже – около 23 часов – никакой очереди. Как в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств, с которого в 19 часов я начал это “турне”. Также несколько человек у рамки металлоискателя, также внутри очень большое количество народа, также концерт. Только народ – не солидные любители серьезного искусства, а тусовочная молодежь, интересующаяся поп-артом, концерт – не хоровые коллективы, а, разумеется, рок-ансамбль. Но все чин-чинарем, все спокойно, пристойно – положение, а точнее, место, обязывает… Молодежь, привлеченная, явно, акцией “Арт-объект. Формотворчество” – это выставка инсталляций, арт-объектов, видеоарта современных художников во внеэкспозиционных пространствах музея – валом валит в залы, где экспонируются произведения искусства XX века. Судя по интересу, с которым рассматривают картины, в музее впервые. Что ж, похоже, что они сюда еще не раз придут – дорога теперь знакома. Тем более, что и тут часть залов закрыта – это возбуждает интерес: а что там?
Последний снимок, выйдя из здания Третьяковки, делаю уже в 23 часа 19 минут. Еще работают в Москве некоторые музеи, но, чувствую, что лично мне на этом пора поставить точку. Такого удовольствия от посещения музеев, как в эту “Ночь музеев”, я еще не получал никогда – но впечатлений уже в избытке.
А Вы, уважаемые читатели, не забудьте: 18 мая – Международный день музеев. Вход в музеи также будет бесплатным (для кого-то это важно, особенно в период кризиса). Только, если попадете в музей в этот день, обязательно поздравьте тех, кто трудится в нем, с их профессиональным праздником!
Николай Ефремов
Фото автора
P.S. (19 мая 2009 г.) По данным, предоставленным нам самими музеями, их в этот вечер посетили: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств – около 3 300 человек, Государственный музей А.С.Пушкина на Пречистенке – около 3 500 человек, ГМИИ имени Пушкина – около 2 900 человек (Галерею искусств стран Европы и Америки – 633 человека, Музей Личных Коллекций – 574 человека, Основное здание ГМИИ – 1 655 человек), Картинную галерею Ильи Глазунова – около 3 000 человек, Государственную Третьяковскую галерею – около 9 500 человек (Лаврушинский – около 4 000 человек, Крымский вал – около 5 500 человек). Всего, по данным Департамента культуры города Москвы, а рамках этой акции музеи посетили около 500 000 человек.
Оставить комментарий
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.