Графика сюрреализма в Государственном Историческом музее
- Воскресенье, 6 Март 2011, 1:35
- Выставки, Новости музеев
С 1 марта по 25 апреля 2011 года в Москве, в Государственном Историческом музее галерея “InArtis” проводит выставку “Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от Де Кирико до Магритта”. На ней представлена тиражная графика сюрреалистов, созданная преимущественно в 60-70-х годах XX века. Среди представленных художников – Рене Магритт, Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Роберто Матта, Джорджо де Кирико, Доротеа Танниг и Ганс Гигер.
Ранний сюрреализм представлен “викторианскими коллажами” Макса Эрнста, созданными в 30-х годах XX века. Гравюры вошли в графический роман “Неделя доброты”, составленный совместно с французским поэтом Полем Элюаром. Кстати, именно у Элюара Сальвадор Дали “похитил” музу – Галу.
Экспонируемые гравюры Макса Эрнста посвящены первой главе романа “Бельфорский лев”, название которой происходит от статуи льва в городе Белфорт, установленной в честь победы французов в франко-прусской войне. Утонченные, детально прорисованные гравюры наполнены мрачным смыслом, с элементами эротизма и мистицизма, словно пугающие образы из снов. Главный действующий персонаж, задающий тон работам – львообразный человек, олицетворяющий агрессию и жестокость.
После созерцания гравюр Макса Эрнста работы его жены, Доротеи Таннинг, выглядят легкими и воздушными. Две вариации “Морского прибоя”, представленные в России впервые, выполнены в пастельных тонах, с едва уловимыми и едва узнаваемыми образами морской волны. Кажется, еще секунду и волна “убежит”, а пена растает, обнажив белый лист.
Ядром выставки стала серия весьма редко экспонирующихся в России графических работ бельгийского сюрреалиста Рене Магритта. Из 20 графических произведений художника на выставке представлено 11. Философия творчества Магритта основана на символизме и парадоксах логики, облаченных в поэтическую художественную форму. Магритт создал свой собственный узнаваемый стиль, наполненный минималистичными, точными образами – символами, хранящими глубинный смысл, свою логику и загадку.
Графика “предметного” сюрреалиста порой напоминает визуальные шарады, увлекающие зрителя игрой слов и образов. Директор галереи “InArtis” Лев Платонов акцентировал внимание гостей на одном из ярчайших примеров “предметной” графики художника – гравюре с изображением курительной трубки и подписью: “Это не трубка”. Логика Магритта безупречна, ведь и вправду это не трубка, а всего лишь ее изображение.
Кстати, по словам Льва Платонова, гравюра Магритта “65 год – Майский салон” является самым дорогим экспонатом выставки – она стоит около 25 тыс. долларов.
Эпоха расцвета сюрреализма представлена на выставке поздними работами Сальвадора Дали. Среди них экспонируется шокирующая серия графики, объединенной темой “сюрреалистическая кулинария для Галы”. Дали, словно сумасшедший повар сюрреалистической кухни, смешивает в своих коллажах несовместимые образы и формы, создавая абсурдные, порой пугающие блюда из глубин своего подсознания.
В отличие от мрачной, тяжелой колористики кулинарной серии, другие экспонируемые работы Дали, напротив, радуют сочными, выразительными цветами и обилием воздуха в картинах. “Ультрасюрреалистическая корпускулярная Галушка”, “Ангел дадаистического сюрреализма”, “Обнаженно-одетый по сюрреалистической моде”, “Сюрреалистический король”, – в каждой работе, в каждом названии звучит высшая нота иррационального, абстрактного мышления автора, его психоанализ.
Метафизический живописец, “протосюрреалист” Джорджо де Кирико представлен на выставке единственной гравюрой “Манекен”. Видимо, организаторы не смогли пройти мимо вдохновителя многих художников-сюрреалистов, но за неимением большего, представили лишь одну его работу, зато очень характерную для творчества де Кирико, Схематичный образ манекена стал своеобразным символом выставки “Коллективное бессознательное”.
Странным образом в экспозицию попал швейцарский художник Ганс Руди Гигер, творчество которого относят не к сюрреализму, а к фантастическому реализму. Гигер стал творцом завораживающего “темного” мира, населенного биомеханическими существами из плоти и метала. “Рожденные” им образы столь реалистичны, объемны, что невольно начинаешь их остерегаться, ведь на вид они не очень доброжелательны. Если вам кажется, что вы ни разу не встречались с созданиями Гигера, смею вас заверить, что это не так. Стоит лишь вспомнить жуткую иноземную тварь и мрачные декорации к фильму “Чужой”, за создание которых Гигеру в 1980 году вручили премию “Оскар” в номинации “Лучшие визуальные эффекты”.
В заключение хочется отметить удачный, на мой взгляд, подход к организации экспозиционного пространства выставки. Антураж, созданный в единой концепции сюрреализма, воздействует сразу на несколько органов чувств: расслабляющий музыкальный фон, световое решение, “апофеозом” которого стала группа светящихся разными цветами параллелепипедов под названием “Все грани сюрреализма”, проецируемый на стены видеоряд с психоделическим оттенком, – все это вкупе не отвлекает зрителя от представленных работ, а, напротив, позволяет достичь измененного состояния сознания и полностью погрузиться в сюрреалистические миры.
Евгения Яковлевская
Оставить комментарий
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.