“Фестиваль новой культуры” в ЦДХ: кому не спится в ночь глухую…
- Вторник, 26 Январь 2010, 14:48
- Арт-тусовки, Избранное, Карусель фото, Концерты, Мой блог, События, Фоторепортажи
С 22 по 24 января 2010 года в Москве, в Центральном Доме художника на Крымском валу прошел “Фестиваль новой культуры” (“New culture festival”). Само название это, если вдуматься, может вызвать у здравомыслящего человека эмоциональный ступор. Ведь новое – это то, что приходит на смену старому. Когда-то в очень глубокой древности была придумана ложка, с помощью которой удобно было кушать горячий суп. И до сих пор культурные люди едят суп ложкой. А новокультурным людям чем полагается его есть – мобильным телефоном? Или?
А взять такой элемент культуры, как правила поведения в обществе: не чесаться, не рыгать, не ковырять в носу, не портить воздух, и пр. – как в этом случае положено вести себя новокультурным людям? Если так же, – то где же тут новизна, а если не так же, – то приятно ли будет находится в такой компании?
Впрочем, может быть, сегодня “культура” означает что-то другое? Ищу в интернете, что же продвинутые люди понимают под этим словом. Материал из “Википедии” – свободной энциклопедии – ясности не вносит:
“Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяют сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации”.
После трехкратного прочтения этой фразы приходишь к мысли, что наука все еще в большом долгу, а после одиннадцатикратного прочтения понимаешь, что – оказывается, разные люди воспринимают это понятие по-разному.
А что же считают сами устроители данного фестиваля? Читаю в пресс-релизе: “Благодаря стремительному развитию новых технологий и их возросшей доступности в 2000-е годы произошли революционные изменения в способах производства и распространения музыки, кино, анимации, медиаискусства и т.д. Возникло новое – децентрализованное – культурное пространство, в котором любой человек является одновременно и создателем, и потребителем”.
О, тогда понятно! Раньше считалось, что дар поэта, художника, музыканта – это от Бога, это не каждому дано. Именно потому-то таланты и ценились. Вершин достигали единицы, порой к ним шли долгими годами, выкладывались, бедствовали, буквально сгорали, оставляя потомкам шедевры. Видимо, это было – централизованное культурное пространство, то есть с гением в центре? А сейчас оно, надо понимать, децентрализовалось, и теперь создателем может стать “любой человек”, вне зависимости от своих возможностей. Петрарка, Микеланджело, Моцарт и Пупкин – все равны. Не нужен ни талант, ни способность, ни склонность, ни умение: встал за мольберт, мазнул кистью холст – и ты уже художник, сел за рояль, сбряцал – уже композитор, схватился за микрофон на сцене, взвыл дурным голосом – певец, получил деньги на съемку фильма, дал команду оператору, в какую сторону развернуть камеру – режиссер, рифмуешь “лебедЕй” и “мебЕль” – поэт, а если уж рифмуешь “лебедЕй” и “медведЕй” – то уже большой поэт, почти что классик, но не потому, конечно же, что рифма красивая или оригинальная – это для современных стихов не главное, – а потому, что мыслишь в правильном направлении.
А я-то, наивный, считал, что искусство – это то, что может не каждый, а – только избранные. То, что создается талантом и каторжным трудом, то, что выстрадано ночами, зачастую омыто слезами, то, что настолько прекрасно, удивительно, уникально – аж дух захватывает, то, что даже сто миллионов пупкиных не смогут создать даже за сто миллионов лет – потому, что для этого нужен именно Петрарка, именно Микеланджело, именно Моцарт. Или Пушкин, Клодт, Чайковский. Или Блок, Кербель, Прокофьев…
Читаю пресс-релиз дальше: “Фестиваль новой культуры – это попытка выделить, осознать и систематизировать самые яркие новейшие тенденции развития культуры и искусства и, таким образом, осознать настоящее и заглянуть в будущее”.
О, хочу, хочу, хочу – и узнать о новейших тенденциях, и осознать настоящее, и заглянуть в будущее. Решено: иду смотреть, хоть и отношусь ко всем этим фигли-мигли-медиаштучкам несколько скептически. Но, может быть, именно тут соберутся те, кто сможет засеять разумным, добрым, вечным нашу многострадальную.
А что особенно меня подкупило – так это фраза: “Центральный Дом Художника на Крымском Валу работает для Вас с 12 часов дня до 6 часов утра”. Да, это действительно – для меня, персонально для меня, без всяких шуток, – потому, что я отношусь к “совам” и люблю работать по ночам, а уж посетить ночью ЦДХ, дом родной, да еще посмотреть на некое обещанное в пресс-релизе “новое пространство – подвал ЦДХ (бывшая Вентиляционная камера) оборудованный самой современной музыкальной и видеоаппаратурой”, который “наводнят диджеи и саундпродюсеры из России, Канады, Японии, Германии, США, Великобритании и Мексики” – да я бы ради такого, да еще среди ночи, приехал бы в ЦДХ ни то, что на фестиваль новой культуры, а даже на симпозиум слепоглухонемых поклонников оперы и балета.
И в ночь с субботы на воскресенье, то есть с 23-го на 24-е, примерно часа в два, я – в ЦДХ. Правда, узнать что-либо о новейших тенденциях развития культуры и искусства мне не удалось, так как основная экспозиция в это время оказалась закрытой. А культурная жизнь происходила в подвале ЦДХ, бывшей Вентиляционной камере, – там играли музыканты, на больших экранах крутили какие-то ролики, а по стенам были развешаны бумаги. Я сумел рассмотреть плакаты, обложки книг, рисунки и фотографии 20-х годов, “Описание изобретения к авторскому свидетельству” на “Устройство для воспроизведения фортепианной педализации”, датированное 1966 годом, чей-то современный текст о творческих людях 1910-1930-х, названных почему-то “Поколением Z” – текст, по моему мнению, весьма безграмотный с исторической точки зрения…
Впрочем, читал я его уже по фотоснимку, а там, на месте, не смог, потому, что музыка гремела так, что ощущалась не только ушами, но и желудком и всеми прочими внутренними органами, – лично для меня это уже не доставляет удовольствие, будь то хоть японские музыканты, хоть мексиканские (расспросить, кто именно, было некого, да и невозможно из-за шума). А вот юным такое нравится, и подвал был не то, чтобы забит, но, в общем-то, полон народу, что хорошо видно на фотографиях.
На мой взгляд, это был обычный ночной рейв – дискотека для тех, кому 17-20, максимум 25, кто любит потусоваться, послушать музыку, попить пивка. Вряд ли кто-то воспринимал всерьез как “новую культуру” бумаги пятидесяти-девяностолетней давности на стенах, равно как и вполне современные, но уже виденные публикой телеэкраны, и электросинтезаторы с мощными усилителями, и даже прикольную рекламу ведущего интернет-поисковика “Яндекса” на полу и на номерках в гардеробе, а также девочек в белых халатах, раздававших защитные марлевые маски от Лаборатории Касперского в целях рекламы популярного антивируса…
Возможно, что то новое можно было увидеть днем – конечно же, не “новую культуру”, тут организаторы явно “перезаказали”, преувеличили важность происходящего, но хотя бы какой-нибудь новый “прикол”, новую “фишку”, “шняшку” и т. п. Судя по пресс-релизу, гостям предлагалось “примерить” “Платье с дистанционным управлением” из коллекции Хуссейна Чалаяна Before Minus Now; заглянуть в книгу завтрашнего дня с КНИГАБАЙТ_Книжное будущее, Реформат, Book Sampling или проникнуть в медийные книжные пространства с Media book space; расписать граффити реальные московские дома и увидеть – какой он – “Город глазами молодежи”.
Но мне это все, признаюсь, было не настолько интересно, чтобы ради этого ехать повторно, днем. Потому как мой опыт подсказывает, что платья могут быть красивыми и легко надеваться-сниматься и без дистанционного управления. А хорошая живопись лично для меня предпочтительнее хорошей граффити. Что же касается “города глазами молодежи” – это, безусловно, интересно, но несколько однобоко. Чем хуже этого, например, – “город глазами коренных москвичей”? У которых давно уже сложилось впечатление, что Москва захвачена ордой злобных варваров, ненавидящих все, что напоминает об истории и традициях города.
Кстати, все новые штучки-дрючки от культуры, задумки-придумки, пиар-выдумки и пр. наверняка найдут свое отражение в репортажах многочисленных информационных партнеров “Фестиваля” – интересующиеся могут найти все это через поисковики. А мне хотелось бы обратить внимание читателя на другое: сегодня ночные мероприятия собирают довольно большую аудиторию. И это – вовсе не из интереса к мифической “новой культуре”. Я уже писал о “ночи музеев”, которая проходила 16 мая 2009 года: интерес и молодежи, и людей постарше, к старой и новой Третьяковке был не меньший, а даже больший, чем к ночной программе “Фестиваля”. Правда, в музеи в “ночь музеев” публику пускали бесплатно, и это наверняка ощутимо сказалось на количестве посетителей. Но немало людей готовы и заплатить, если ночью ожидается что-то интересное – так почему бы не пригласить их не только на “новую”, но и на вполне традиционную культуру? И устроить рейв с музыкой не запредельной, а нормальной громкости? А по стенам развесить не бумажки а хорошую живопись?
Думаю, что фразу из пресс-релиза, уже процитированную выше – “Фестиваль новой культуры – это попытка выделить, осознать и систематизировать самые яркие новейшие тенденции развития культуры и искусства и, таким образом, осознать настоящее и заглянуть в будущее”, можно воспринимать по-разному. Например, и так, что – если мы не осознаем, что традиционное камерное, доброе, интеллигентное искусство тоже нуждается в пропаганде и поддержке, и не позаботимся о сохранении в нашем обществе того, что в прошлые века считалось непреходящими ценностями, в том числе и о пропаганде этого теми методами, которые позволят делать это эффективно для нынешнего времени, то тогда последующим поколениям достанутся в наследство только приколы типа татуированных и пирсингованных старушек, да шумные до дискомфорта рейвы
Николай Ефремов
Фото автора
Оставить комментарий
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.