“Если камень на камень кладет дурак, он не строит, а разрушает” (II)

     Окончание

     Теперь о второй фотовыставке, открывшейся в тот же день, а именно 25 сентября, на одной из самых культовых площадок Москвы “Красный октябрь” – выставке фотографа и художника Марины Берулава “Ангелы и Демоны Москвы”.
     Как сообщается в пресс-релизе, “Проект посвящен персонажам современной столицы – представителям разных профессий, олицетворяющим сегодняшнюю Москву… Тема московских ангелов и демонов раскрывается здесь через эмоции и повседневную деятельность обычных людей. Посетив выставку, понимаешь, что все мы для кого-то ангелы, для кого-то демоны. В каждом из нас сочетаются эти две небесные стихии… Внутренняя философия работ фотографического проекта “Ангелы и демоны Москвы” дополняется успешной, нестандартной обработкой фотографий, благодаря которой они кажутся нарисованными, и в каждой из них чувствуется характерный почерк фотографа”.
     О, лучше бы я на этом пресс-релизе и остановился, а не тратил бы свое время на то, чтобы увидеть все своими глазами. Потому, что посетив выставку, видишь и понимаешь вовсе не то, что по мнению устроителей, должен был бы увидеть и понять, а совсем, совсем другое.
     А именно: если камень на камень… впрочем, все по-порядку. Итак:
     Полуразрушеннный цех кондитерской фабрики. Темнота. Большие фотографии по стенам. В одном “зале” – или лучше сказать “отсеке”? – фотографии освещены тусклыми – ну очень тусклыми – лампами, не позволяющими рассмотреть ни цвета, ни детали. В другом “зале” фотографии тоже чуть-чуть освещены, но там играет громкая экспрессивная музыка, и нервно бегают яркие лучи лазерного шоу, бьющие по глазам и мешающие что-либо рассмотреть. Напоминает дискотеку в сельском клубе, где подобные световые эффекты позволяют уровнять красавиц и страхолюдин. В третьем “зале” фотографии вообще не освещены, почти полная темнота.
     Помимо фотографий, в залах присутствовали белые крылья на резиночках. Прямо по Ивлину Во: “Что имеете предьявить? – Крылья – Ношеные? – Конечно”. Крылья частью висели, частью лежали, одна пара была заперта в черный решетчатый контейнер на колесиках, явно служивший когда-то для перевозки по цеху готовой продукции.
     Как рассказала сопровождавшая меня дама, представившаяся пиар-директором продюссерской компании, устроившей эту выставку, крылья остались от флеш-моба, в свое время проводившегося студентами РУДД (что расшифровывается – Российский университет дружбы народов). Марина Берулава фотографировала этот флеш-моб, и на выставке даже присутствовали некоторые из тех фотографий.
     Поскольку мне фотографировать экспонаты выставки в темноте было бессмысленно, я решил было отснять хотя бы общий план. Даже придумал композицию: полутемный зал, тусклые фотографии по стенам, яркие лазерные лучи и пиар-директор с белыми крыльями… Но, увы, создать сей шедевр мне не дали. Как сообщил(а) мне пиар-директор, она – лицо, которое нельзя фотографировать!
     Президент России Медведев Дмитрий Анатольевич – фотографируется. Президент Соединенных Штатов Америки Барак Обама – фотографируется. Все другие высшие и не высшие должностные лица государств, а также организаций и фирм – если только это не конструктор сверхсекретного оружия или агент, работающий под прикрытием, – фотографируются. А пиар-директор продюссерской компании – лицо ну очень секретное. Или не секретное, а – не фотогеничное, просто я в темноте не рассмотрел? Мне-то она в полутемном зале показалась вполне симпатичной, но, учитывая особенности освещения, в том числе бьющие по глазам лазерные лучи, – поручиться не могу.
     Проведя меня по выставке, пиар-директор начала настойчиво расспрашивать меня, понравилась ли мне экспозиция. Но что я мог сказать, если рассмотреть фотографии в этой тьме, да еще с лазерными лучами, было просто невозможно? Конечно же, не понравилась. Ведь выставку, по моему мнению, делают именно для того, чтобы зрители могли увидеть, более того – хорошо рассмотреть. А тут даже не можешь толком понять, хороший фотограф Марина Берулава, или плохой. Вроде бы в темноте кажется, что хороший, а потом задумываешься: ведь если хороший, то почему бы не осветить фотографии, и не убрать лазерное шоу, чтобы дать возможность зрителю всмотреться? Может быть, устроители как раз и боятся, что при свете будут видны недостатки?
     На это пиар-директор обиженно сказала мне, что, мол, до меня по этой выставке она водила толпу журналистов, и всем понравилось.
     Ну и ладненько. Я-то говорю – а сейчас и пишу – о лично своих впечатлениях.
     Ну и, напоследок, еще об одной немаловажной подробности. И то, и другое фотомероприятие проводилось в рамках Третьей Московской биеннале современного искусства. Соответственно, в этот день в Центральном Доме художника на Крымском валу открылась масштабная выставка “Арт-Москва”, а на “Красном Октябре” в других залах проходили открытия других биеннальских выставок, и даже дежурил “реанемобиль”, дабы, если кому-нибудь станет очень плохо от современного искусства, оказать немедленную помощь.
     Но эта самая Третья Московская биеннале современного искусства – слишком масштабная тема, требующая отдельного разговора, поэтому на данной подробности я сегодня и остановлюсь.

     Николай Ефремов

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставить комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

© 2024 Новый Вернисаж – Искусство: события и комментарии. All rights reserved.
Локализация темы для wordpress и goodwin.wpbot.ru. Дизайн от gabfire .
      Каталог блогов Blogdir.ru