Елизавета Петровна и Москва
- Четверг, 3 Март 2011, 2:13
- Выставки, Избранное, Мнения, Новости музеев
Размышления искусствоведа, журналиста, обозревателя “Нового Вернисажа” о крупнейшем историко-художественном проекте Государственной Третьяковской галереи
Невероятной красоты платье – розовое, с золотым узором. Это не подлинное платье Елизаветы Петровны – реконструкция, реплика, артефакт. Платья и наряды Императрицы, а их были тысячи, не сохранились. Она очень любила наряжаться, переодеваться в мужские костюмы, любила балы и маскарады, увеселения и праздники, танцы и фейерверки, охоту и верховую езду, в седле сидела по-мужски, она просто очень любила жизнь, была приветлива, энергична, очень грациозна, подвижна, весела и невероятно красива. Об этой ее невероятной красоте ходили легенды, глаз от нее не могли отвести. И так получилось, что в историю она вошла как любившая наряды и праздники красавица.
Меж тем Императрица Елизавета так много сделала для России, ее культуры и русского народа! Двадцатилетие ее правления – это время экономической стабильности, победоносных войн, упрочения позиций и авторитета страны на международной арене, отмены смертной казни и жестоких пыток, расцвета искусств, науки, утверждения превосходства отечественного над иностранным, это время, когда к русским вернулось самоуважение. С. М. Соловьев, знаменитый историк, писал: “При правлении Елизаветы Россия пришла в себя”.
Именно в годы царствования дочери Петра Великого была учреждена Академия художеств, открыт московский Университет, образован русский театр, созданы великолепные архитектурные ансамбли Москвы. Особое значение уделялось строительству храмов – не просто православная, а глубоко религиозная, Императрица много времени проводила на богомолье. В годы ее царствования развивались искусства и науки. Труды Ломоносова, трагедии Сумарокова, творения Растрелли предопределили расцвет русской культуры уже с середины XVIII века.
“Для меня, как для москвички, – сказала мне автор этого историко-художественного проекта, заведующая отделом живописи XVIII – первой половины XIX веков Третьяковской галереи, доктор искусствоведения, профессор Людмила Маркина, – и как для автора концепции этого уже третьего масштабного проекта нашего музея о связях и взаимоотношениях Петра Первого, затем Екатерины Великой, теперь – Императрицы Елизаветы Петровны с Первопрестольной, был особенно важен именно московский аспект. Потому что обычно говорят, что XVIII век – это петербургский период развития России, но всегда интересно выявить, что же происходило в нашей древней столице, которую мы очень любим. И я бы сказала, что эта выставка для меня – наше подношение Москве, объяснение в любви Москве. Ведь Елизавета Петровна – одна из немногих была москвичкой”.
Незаконнорожденная дочь Петра Великого, последняя из Романовых по крови, Елизавета Петровна родилась в селе Коломенском близ Москвы в день, когда Петр I победоносно возвращался в Первопрестольную, разгромив Карла XII. Казалось, сама судьба уготовила ей российскую корону. Однако на престол она вступила в результате дворцового переворота – в декабре 1741 года в возрасте 32-х лет. И по рождению, и по духу она была москвичкой, любила этот город, много сделала для улучшения его архитектурного облика. Именно поэтому трехсотлетний юбилей со дня рождения Императрицы Елизаветы Третьяковская галерея отмечает выставкой “Елизавета Петровна и Москва”.
“Когда я готовилась к этой выставке, – продолжает Людмила Маркина, – внимательно изучала те указы, которые были сделаны во время правления Елизаветы Петровны по отношению к Москве. Удивительно, насколько они актуальны для сегодняшнего дня! Хотя говорят, что уроков из истории не выносят – это неправда. Мы должны понимать, как повторяются исторические моменты. Когда в это знойное лето я писала свою вступительную статью, то обратила внимание на Указы 1752 года, когда в Москве разбушевался страшный пожар, который уничтожил значительную часть города, привел к многочисленным жертвам, нанес непоправимый вред населению. И, смотрите, она сразу предпринимает целый ряд государственных мер. Вот на слуху: “веселая царица была Елисавет, поет и веселится, порядку только нет”. Чудовищная характеристика, но, это – Алексей Константинович Толстой. И ведь порядка не было ни при каком царе, будем объективны. Но ведь она сразу предпринимает целый ряд мер предосторожности, например, повелевает рыть пруды на обывательских дворах, освобождать площади от временных застроек, запретить деревянные строения и т. д. А самое главное – один из первых указов – о не повышении цены на лес, на всякие припасы и материалы (я сразу вспомнила, как гречка подорожала – если бы была государственная политика, сразу бы был указ, не взвинтили бы цены).
Были у нее Указы об улучшении московских нравов, например, в 1744 году – о воспрещении скорой езды по городу и о не произношении бранных слов под угрозой штрафа, во время литургий и крестных ходов запрещалась продажа вина, а также кулачные бои – традиционная русская забава. Но были и курьезные Указы, например – вышло распоряжение о недержании частным лицам медведей в городах”.
Людмила Маркина бесконечно рассказывала об Указах Елизаветы Петровны, многие из которых представлены в экспозиции в специальных витринах, о том, какие меры они принимала по улучшению московского быта и государственной экономической политики, заботясь о наведении порядка, решала и экологические проблемы. “Например, – обратила мое внимание Людмила Маркина, – в 1747 году запрещалось строительство вокруг Москвы винных стекольных заводов, которые не обеспечены водными коммуникациями, при этом оговаривалось, что строительные материалы надо не из ближних мест привозить, а издалека, не надо вырубать вокруг Москвы зеленый пояс. Я все время это читала и бесконечно сравнивала с нашими днями. Божедомки существовали, где в огромных ямах со льдом складывали трупы умерших насильственной смертью, а Елизавета Петровна повелевает на кладбище за Мещанской Слободой выделить место для такого рода людей – не по-христиански их в ямах погребать где ни попадя.
Конечно, экономическая составляющая в политике Москвы очень важна. Именно в нашем городе возникли первые российские банки, из Санкт-Петербурга перевели комиссию внутренней пошлины, монетное дело. Развивалась, как бы мы сейчас сказали, легкая промышленность – шляпные фабрики, к примеру, расширялись частные фабрики сусального золота и серебра, были всякого рода воспомоществования русским купцам”.
Нынешний проект – очередной и, очевидно завершающий “выставочной трилогии” Третьяковской галереи о связи с Первопрестольной трех выдающихся правителей России XVIII века – Петра Первого, Екатерины Великой и вот теперь – Елизаветы Петровны. Поэтому их автор – Людмила Маркина, как историк искусства и культуролог, резюмирует: “и в науке, и в культуре, и в экономике Елизавета как рачительная хозяйка правила, как настоящая преемница Петра Первого.
Мне кажется, что в истории царствование Елизаветы создает такой гибкий переход от во многом мужского правления, насильственного, Петра Первого, который во многом разрушил Русь, и золотым веком Екатерины. Она продолжала реформы Петра, но как женщина была мягче, понимала, что не всего можно добиться насилием, отменила и смертную казнь. И расцвет науки, культуры, все это при ней началось – университет, русский театр, академия художеств – не просто на бумаге, это действительно было сделано.
Университет сыграл огромную роль для Москвы, привнес демократизм, свободу мысли; ведь университет – это не только студенты и преподаватели, это и очаг культуры, и театр, и типография. Первую газету “Московские ведомости” печатали в университетской типографии; первый, “шуваловский”, набор в академию художеств происходил в Москве при мосуниверситете; до сих пор, кажется, существует и театр Московского университета. Так что университетское пространство невероятно много значило для нашего города”.
Подготовка такого масштабного и значимого выставочного проекта длилась около трех лет. Экспозиция погружает в атмосферу XVIII столетия, вошедшего в историю как “век женщин”. Без малого четыре сотни экспонатов невероятно интересной, познавательной и зрелищной выставки разместились в Инженерном корпусе. Это не только живописные произведения, портреты самой Императрицы и ее приближенных, графика и скульптура, но и большое количество документов, архивных материалов, эскизов и макетов архитектурных ансамблей и дворцов, а также нумизматика, предметы быта, украшения, личные вещи.
Биографические факты российской самодержицы и ее московские деяния обусловили логику и тематическую направленность построения экспозиции. А невероятной красоты розовое, с золотым узором, платье и иконография Елизаветы Петровны – не только украшение экспозиции, но и, возможно, напоминание о сочетании женского начала и государственного прагматизма, напоминание о громадной роли этой царственной женщины не только как первой красавицы, но и мудрой Императрицы в русской истории.
Татьяна Пынина
Оставить комментарий
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.