Цель – восстановить творческое общение

Масут Махмудович Фаткулин. Рисунок Марины Ефремовой

     С 19 по 28 марта 2010 года в Москве, в Центральном Доме художника на Крымском валу пройдет XIII Московский международный художественный салон “ЦДХ-2010″. Его организаторы – Международная конфедерация союзов художников (МКСХ) и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. В преддверии Салона Председатель Исполкома Международной конфедерации союзов художников М. М. Фаткулин ответил на вопросы корреспондента “Нового Вернисажа”.

     – Масут Махмудович, нынешний ежегодный Московский международный салон ЦДХ-2010 носит порядковый номер 13. Вас это не смущает?
– Вы знаете, нет. Я не верю в приметы. Для нас гораздо важнее, что за это время – а Салоны проводятся регулярно с 1998 года – этот проект стал и остается действительно уникальным: на всем постсоветском пространстве не существует ничего подобного. Нам очень важно, что культурное, художественное пространство бывшего Советского Союза представлено на наших салонах практически без изъятий. Если посмотреть на ту же карту глазами политика или экономиста, то контраст обнаружится весьма разительный. Приступая к организации и проведению Салонов, мы, конечно, отдавали отчет в том, что нас ждут немалые трудности, но и держали свою цель – восстановить творческое общение, плодотворное взаимодействие между художниками, как говорится, “поверх барьеров”. И не ошиблись, потому что любой художник обладает в той или иной мере внутренней свободой и творит наедине с холстом, бумагой или камнем. С другой же стороны, он не может долго находиться в изоляции от коллег по творческому цеху, необходимо соразмерять направление внутреннего движения, состояние мастерства, да и многое другое.
     – Каждый Салон имеет свою тему. Чем это обусловлено?
     – Дело в том, что принципы организации нашей Конфедерации предусматривают полное и реальное равноправие ее членов – союзов художников независимых государств. А это значит, что каждый союз самостоятельно формирует свой раздел экспозиции. В принципе, это справедливо, но в реальности может приходить в некое противоречие с созданием единого образного решения экспозиции Салона. А тематизм придает выставке некую направленность. Разумеется, выбор темы осуществляется с учетом того, чтобы она включала в себя все разнообразие творческих поисков художника. Нынешняя тема сформулирована как “Большое в малом” и делает акцент на рисунке, эскизе. Профессиональный художник, в каком бы виде и жанре изобразительного искусства не работал, начинает движение к новому произведению, как правило, с наброска, укрепляясь в своем первоначальном замысле или меняя его в процессе работы. Правда, бывают случаи, когда и набросок под рукой мастера оказывается шедевром. Формируя раздел Салона “Рисунок 1920-1990-е гг. из фондов Международной конфедерации союзов художников”, мы исходили именно из такого понимания.
     – Уже третий Салон подряд в качестве его соорганизатора выступает Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Как сложилось это сотрудничество и насколько оно продуктивно?
     – По сфере основных интересов и главному вектору направления деятельности мы с МФГС практически совпадаем. С поправкой, разумеется, что деятельность конфедерации ограничена изобразительным искусством, а задачи Фонда значительно шире. И выяснилось, что накопленный нами опыт международного творческого сотрудничества может получать, благодаря поддержке МФГС, значительно больший резонанс. За эти годы наше сотрудничество успешно развивалось. Стоит упомянуть, что в минувшем году нами при содействии Фонда к очередному Форуму научной и творческой интеллигенции СНГ, который проходил в Кишиневе, был издан альбом замечательного молдавского художника Михаила Греку. Наше сотрудничество будет успешно развиваться, надеюсь и в будущем.
     – Своеобразным эпиграфом Салона стали слова великого Карла Брюллова: “Рисовать нужно уметь так, чтобы это не мешало думать”. Что вы можете сказать по этому поводу как живописец?
     – Эти слова мастера многозначны. Для меня они особенно значимы тем, что устанавливают баланс между творческой целью и средствами ее достижения. Цель – увидеть и выразить на полотне или на бумаге что-то очень важное для художника и для людей, которые будут на это смотреть. А средство это не только карандаш, холст и краски, это, прежде всего, мастерство художника, способность переносить на поверхность свои чувства и мысли. И хотя сейчас, особенно в актуальном искусстве, роль школы, овладения ремеслом порой заметно снижается, а то и вовсе отрицается, думаю, что это явление временное. Потому что настоящий художник должен не только увидеть в мире и в себе что-то важное, но и суметь это достойно выразить, сделать так, чтобы его чувства и мысли были адекватно восприняты зрителями.

     Беседу вел Юрий Подпоренко

Масут Махмудович Фаткулин и Юрий Подпоренко. Фото - Виктор Ан       Масут Махмудович Фаткулин. Фото - Виктор Ан

Масут Махмудович Фаткулин. Фото - Виктор Ан       Масут Махмудович Фаткулин. Фото - Виктор Ан

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставить комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

© 2024 Новый Вернисаж – Искусство: события и комментарии. All rights reserved.
Локализация темы для wordpress и goodwin.wpbot.ru. Дизайн от gabfire .
      Каталог блогов Blogdir.ru