Арт-манеж-2010

Уже не символ, а, скорее, антисимвол Арт-манежа-2010. Фото Николая Ефремова

     Барышня в белом платье, совершающая телодвижения на красном коврике, пытаясь запихнуться в багетную рамку – видимо, чтобы показать себя достойным внимания художественным произведением, – это забавное зрелище, достойное капустника в клубе ткацкой фабрики города Моршанска в 50-х годах прошлого века, выглядело бы более уместным на некоторых предыдущих “Арт-Манежах”, нежели на нынешнем. Но время идет вперед, и сейчас это воспринимается уже не как символ происходящего, а, скорее, как аберрация, – если вообще не как своего рода антисимвол.
     Ведь художественная ярмарка, начинавшаяся в 1996 году как предновогодний выход арт-дилеров (галерей) “в народ” (тот, который имеет желание и возможность выкладывать деньги за понравившиеся картины и скульптуры), и с годами все больше и больше трансформировавшаяся в эдакий “арт-балаган” – кто кого перекривляет, – начинает постепенно возвращаться к своей изначальной цели: “продвижению современного искусства”. Не клоунов от искусства, греющих руки на невежестве “богатеньких Буратино”, а именно – искусства, того самого, про которое древнегреческий мыслитель Гиппократ высказался в том смысле, что оно – вечно (“Ars longa”), в отличие от нашей жизни, которая, увы, коротка (“vita brevis”).
     Положительный сдвиг, хоть и небольшой, отметили все, кто из года в год если не участвовали, то, по крайней мере, посещали декабрьский “Арт-Манеж”. Ну, а те, кто попал в 2010 году на “Арт-Манеж” впервые, в большей степени, нежели раньше, смогли найти для себя то, что лично им по вкусу, – об этом свидетельствуют заметки специального корреспондента “Нового Вернисажа”, публикуемые ниже. Они не претендуют на создание объективной картины происходившего – скорее, это взгляд неравнодушного посетителя, с интересом и уважением относящегося к современному художественному процессу. < Предисловие редакции>

     С 1 по 5 декабря 2010 года в Москве, в Центральном выставочном зале “Манеж” прошла 15-я Московская художественная ярмарка “Арт-манеж”. В ней приняли участие 75 художественных галерей, как российских, так и зарубежных. Среди пестрого разнообразия представленных работ лично я выделила для себя те экспозиции, которые вызвали у меня особый интерес – оставили на душе приятный след, либо навели на невольные размышления.
     Галерея “Асти” в рамках проекта “В поисках Рая” представила работы художниц Маргариты Сюриной и Веры Коршуновой. Ключевая идея, объединяющая их работы, – поиск прекрасного внутри себя и достижение гармонии при соприкосновении с природой. Маргарита Сюрина в поисках высшего добралась до небес, представив на “Арт-Манеже” свою экспозицию “Лестница в небо”. Центральной работой стал многоярусный полиптих “Легенда о Караимах”, на котором в экспрессивной манере изображены высокогорные крымские просторы. Благодаря густым, тяжелым мазкам, картина приобретает барельефную форму. Пейзаж становится объемным, выходящим за пределы холста: всматриваясь в картину, утопаешь в глубоком синем небе, наполненном пушистыми облаками, в зелени мохнатых гор.
     У Веры Коршуновой свои ассоциации с Раем, гармонию жизни она находит в растениях, цветах. Ее ключевая работа “Яблоки” выполнена в стиле экспрессионизма и состоит из четырех картин, составляющих единую композицию. Цветы в исполнении художницы словно живые – яркие, насыщенные краски и густые мазки придают им объем и фактурность.
     Ищет свой Рай и художник Александр Сайбединов, выставивший живопись в рамках проекта “Субъективный реализм…или философия жизни” (авторская галерея “Смыслы”, г. Томск). В его картинах столько “воздуха”, что, находясь рядом с ними, хочется дышать полной грудью. “Главные герои” его работ – бескрайнее вечное небо и замысловатые облака, им отводится центральная часть полотна. Воздушная стихия всей своей неизмеримой мощью нависает над миниатюрными фигурками людей и животных, но не давит, а покровительствует, оберегает, защищает. Автор дополняет свои работы философскими и поэтическими высказываниями: “Что такое Вселенная? – Я, …я, …Я – отозвалась долгим и гулким эхом мерцающая бесконечность”…
     Картины “Время”, “Любовь”, “Поднебесье. Начало”, “Несостоявшееся грехопадение… или плата за свободный полет несорванного яблока” – иллюстрации к размышлениям художника об истоках жизни, человечества и вечной любви между мужчиной и женщиной – Адамом и Евой. Александр Сайбединов является не только художником, поэтом, философом, но и учителем, отмеченным в 1994 году званием “Заслуженный учитель Российской Федерации”.
     Кстати, я обратила внимание на “Арт-Манеже” не только на изображения “райских” пейзажей, но и на ангелов с серебристыми крыльями, выполненных из белого пластика и голубиных перьев. Изящные скульптуры Юлии Лучкиной “Кокон” и “Хранительница” словно вылеплены из тонких нитей паутины, а благодаря прутьям-опорам, ангелы с блаженными лицами будто “парят” в воздухе. Это “ангельская” тема показалась мне вполне уместной в предверии Рождества.
     Возвращаясь к живописи, хочется отметить венецианские пейзажи Влада Кравчука, написанные в духе импрессионизма. Мягкие, разноцветные мазки, словно стеклышки в калейдоскопе, складываются в узнаваемые образы красавицы Венеции: в водные каналы, изящные гондолы, старинные уютные здания и мосты, помнящие похождения Казановы. Картины художника создают в душе жизнерадостный и романтичный настрой. Работы Влада Кравчука выставляются галереей современного искусства “АртРостра”.
     Тем же радужным настроением пронизаны и работы ростовского художника Дмитрия Сырова, представленные галереей “Штерн”. Его манера письма чрезвычайно выразительна и колоритна. Он работает преимущественно мастихином, нанося на холст густые, сочные мазки, а кистью рисует лишь контуры объектов. Первое, что бросилось в глаза, на подступах к стенду – крупное изображение алых маков, которые как маяки приманивали плывущих по течению зрителей. В целом, представленные работы Сырова отличаются обилием ярких, огненных красок. Незамысловатые сюжеты картин компенсируются эмоциональной, темпераментной подачей. Его картины словно источают внутренний огонь художника.
     У каждого художника свои объекты творчества, свой мир и фантазии, и далеко не у всех они столь радужны и поэтичны. Откровенно жесткий, нигилистический взгляд на современный мир представлен галереей “Арт Квартал” в проекте Максима Башева “Premonition”. В расшифровке автора – это предостережение о гнилой сущности гламурной жизни. Образ Мадонны с младенцем, просвеченный, словно на рентгене, отражает, по мнению автора, всю подноготную современного общества, одержимого развратом и безудержным стремлением к обогащению. “Art is dead” – буквально кричит другая картина художника, считающего, что его творчество – это вызов обществу потребления и своеобразный анархический протест. (Надпись “Art is dead”, которую можно перевести и как “искусство умерло”, “искусство мертво”, но можно интерпретировать и как “мертвое искусство”, – хотя и довольно самокритичную, но вполне оправданную оценку художником своих работ, представленных им на суд зрителей на ярмарке – прим. ред.).
     После экстремальных направлений современного изобразительного искусства особенно приятно было посмотреть на музейную экспозицию “Искусство ХХ века”. В этом году Тамбовская галерея показала коллекцию работ известных художников прошлого века, среди которых Александр Дейнека, Роберт Фальк, Сергей Герасимов, Петр Кончаловский, Юрий Пименов, а также тамбовский художник 30-х годов Николай Отнякин.
     Фотоискусство было представлено на “Арт-Манеже” в значительно меньшей степени, нежели живопись или скульптура. Но, как известно, лучше меньше, да лучше. Фотограф Юрий Белойван в своем проекте “Другие люди” показал зрителю иную сторону нашего мира. Его фотозарисовки из жизни индийских садху рассказывают об удивительных людях, далеких от благ цивилизации, но живущих в гармонии с окружающим миром, природой и собой. Снимки сделаны на священном индуистском празднике Кумбхамела – праздник священного сосуда, который проходит раз в 12 лет.
     Конечно, художественные проекты, о которых я рассказала, – лишь малая часть того, что было бы достойно освещения. Хочется надеется, что и в будущем “Арт-Манеж” будет радовать зрителей интересными работами – ведь эта ярмарка не просто торговая площадка, а место встречи профессионалов, коллекционеров и ценителей высокого искусства.

     Евгения Яковлевская

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставить комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

© 2024 Новый Вернисаж – Искусство: события и комментарии. All rights reserved.
Локализация темы для wordpress и goodwin.wpbot.ru. Дизайн от gabfire .
      Каталог блогов Blogdir.ru