«Сокровища из Москвы. Голландский рисунок из ГМИИ им. А. С. Пушкина»

Рембрандт Харменс ван Рейн (школа). Блинщица (т. н. Кухня в доме Рембрандта)

     17 марта 2011 года в Боннефантен музее в Нидерландах (город Маастрихт) открывается выставка «Сокровища из Москвы. Голландский рисунок из ГМИИ им. А. С. Пушкина». Значимость этого события определяется тем, что Музей изобразительных искусств, в преддверии своего столетия, впервые так представительно показывает за рубежом собственную коллекцию голландского рисунка XVII века.

     Произведения графики и так нечасто экспонируются для публики. Графика «живет» в запасниках, в шкафах и папках. На сей раз из Москвы в Голландию, на Родину, приезжают произведения «золотого века» нидерландской графики – голландцы увидят произведения своих художников из зарубежного для них музея. Бесспорно, что для них это весьма интересно, тем более что среди проводящихся по всему миру выставок нидерландского, голландского и фламандского искусства показ рисунков довольно редок. Уровень же собрания ГМИИ вполне сопоставим с европейскими музеями, в том числе и в самой Голландии.
     Как сказала мне накануне отъезда на открытие выставки ее куратор – ведущий научный сотрудник Отдела графики, хранитель гравюры и рисунка нидерландской школы, член Международного объединения хранителей нидерландского искусства KODART, кандидат искусствоведения Наталия Маркова, – эта выставка дает абсолютно полноценное представление о развитии голландского рисунка на протяжении XVII века, о разных направлениях и жанрах в нем, на примерах рисунка крупнейших мастеров.
     «Должна подчеркнуть, – отметила она, – что голландцы как никто другой очень трепетно относятся к своему культурному наследию. Именно в Голландии собран документальный материал по искусству голландской школы XV-XVII веков, находящемуся практически во всех странах мира. Они действительно интересуются тем, где отложилось наследие голландского искусства. И не случайно выставка связана с публикацией каталога – это еще одно направление – не только брать на учет, узнавать, собирать памятники голландского искусства по всему миру, но и публиковать их, чтобы это было доступно для всего мирового сообщества – любителей, специалистов, искусствоведов, музейщиков».

Корнелис Бега. Мужчина, беседующий с женщиной     Алларт ван Эвердинген. Пейзаж с замком на холме

     Выставка связана с изданием англоязычного каталога всего собрания нидерландского, голландского, фламандского искусства ГМИИ им. А. С. Пушкина. Именно это событие и стало поводом для проведения такой выставки. Десять лет назад подобный каталог был издан в России и только на русском языке. За эти годы был сделан целый ряд переатрибуций, кроме того, научный редактор из Голландии и сам проделал огромную работу, восстановив происхождение, историю этих рисунков до их попадания в Россию. А эта история довольно небезынтересна. Прежде, чем рисунки оказались у русских собирателей, они сменили часто не одного владельца, перекочевывая из Голландии во Францию, Англию, Германию. Там, на аукционах и у антикваров в Европе, приобретали их русские коллекционеры.
     Большинство произведений пришли в музей из русских частных собраний XIX века и в основном от московских собирателей. И откладывались эти дары и пожертвования в Гравюрном кабинете Румянцевского музея. Но поскольку ГМИИ в 1924 году при расформировании Румянцевского музея принял этот кабинет целиком, то он и продолжает его историю.
     «Так получилось, – рассказывает Наталия Маркова, – что в основе этого музея лежала частная коллекция канцлера Румянцева, который завещал ее Петербургу, первоначально музей и открылся там. Но в середине XIX века Императорский Эрмитаж открыл двери для посетителей – это настолько перекрыло возможности других частных музеев, что в Петербурге у этого музея была скромная и малозаметная жизнь. Поэтому Александр II своим указом перевел Румянцевский музей в Москву и на его основание в Первопрестольной в 1861 году подарил ему еще и то, чего не было в коллекции Румянцева – 20 тысяч листов гравюр старых мастеров из Эрмитажа, что и заложило основу Гравюрного кабинета.
     И вот в Москве с открытия в 1862 году и до его расформирования у Румянцевского музея получилась значительная жизнь – он стал главным публичным музеем Москвы и практически все московские коллекционеры с ним взаимодействовали, были членами Попечительского Совета, Общества друзей музея и дарили при жизни отдельные произведения и завещали Румянцевскому музею свои коллекции на благое просвещение».
     После революции из национализированных дворцов и усадеб в Румянцевский музей стали поступать произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, графики, а также библиотеки. И он, обладая своими коллекциями, пришедшими за его историю, за полвека, оказался переполненным, не вмещал все эти сокровища. И поскольку в нем отложились и русская школа, и западная, и этнографические коллекции, и библиотека, было принято решение о его расформировании, коллекции распределились по разным музеям. Так, русская живопись во главе с полотном Александра Иванова «Явление Христа народу» была передана в Третьяковскую галерею, этнографические коллекции пошли в Исторический музей, библиотека стала основой Библиотеки имени Ленина.
     Западная живопись, скульптура и полностью Гравюрный кабинет Румянцевского музея (в котором были произведения и отечественной графики) вошли в собрание Музея изобразительных искусств. Благодаря этому в ГМИИ сложился целый музей графики, унаследовавший и те голландские рисунки, которые приходили в составе разных собраний.
     «Конечно, – рассказывает Наталия Маркова, – краеугольный камень в этом собрании заложила коллекция Николая Семеновича Мосолова, который был приверженцем голландской школы. Он собрал прекрасную коллекцию голландских офортов XVII века, а также и значительно преобразовал, улучшив качество, собранную еще его отцом коллекцию офортов Рембрандта. А голландский рисунок он собирал уже самостоятельно. В общей сложности в Румянцевский музей перешло от него около двухсот листов – 40 листов он подарил при жизни, 157 рисунков пришли в составе завещанной коллекции после его смерти в 1914 году.
     К этому собранию добавились также и листы голландских живописцев из собрания Пенского, который в 1912 году подарил свою коллекцию графики открывшемуся Музею изящных искусств, и коллекция Рюмина, которая еще раньше поступила в Румянцевский музей, и позднейшие дары уже в советское время от Всеволожского, Яницкого, самые значительные – от Сидорова и Зильберштейна». Такова, вкратце, история попадания уникальной коллекции голландской графики в ГМИИИ им. А. С. Пушкина, рисунок XVII века из которой показывается в голландском Боннефантен музее.

Адриан ван де Велде. Этюд женщины в крестьянском платье     Хендрик Аверкамп. Девять крестьян вокруг тачки

     Хранитель, как и коллекционер, безусловно любит, хорошо знает и высоко ценит искусство того периода и той школы, которой занимается. И, естественно, я попросила Наталию Маркову выразить свое личное отношение к голландскому рисунку и рассказать о произведениях, которые экспонируются на выставке.
     «Когда мы эту выставку повесили, для нас в новом помещении – потому что с этим музеем мы в первый раз работаем, – я смогла насладиться этим рисунком уже как зритель, даже в большей степени, чем когда ты в папках перекладываешь лист за листом – здесь перед тобой разворачивается непрерывный ряд. В голландской школе доминирует пейзаж. Удивительное чувство атмосферы, влажного воздуха, облаков, гонимых ветром по небу, брызг морской волны, надутого паруса в маринах – все настолько захватывает, что начинаешь чувствовать этот запах, этот вольный ветер.
     Большую группу на выставке составляют рисунки «итальянистов» – художников, которые ездили в Италию, но в отличие от большинства, скажем, французов, русских художников, немцев, которые в Италии рисовали античные статуи, руины, голландцы предпочтение отдавали пейзажу. Это пасторальные итальянские ландшафты. В них солнце разлито – белый лист бумаги становится таким сияющим, как будто излучающим это солнце, которое трепещет в листве, отражается в воде, играет резкими глубокими тенями на античных руинах или на склонах холмов.
     Очень люблю рисунки маньеристов – удивительная легкость и удивительная свобода фантазии, она передана легкими росчерками пера, скользящими по бумаге. У нас на выставке есть рисунки как заметных в этом движении художников, так и художников, которые начинали эту голландскую школу XVII века. Невероятная тонкость, прозрачность акварельных красок в произведениях Хендрика Аверкампа, она чарует и зрителя, и меня, да и всех коллекционеров, которые стремились и до сих пор стремятся покупать рисунки этого периода.
     Голландский рисунок своеобразный, он решительно отличается от итальянского, французского этого времени, как и, собственно, сама голландская школа с ее реализмом, интересом к природе родной страны, к жанрам и сюжетам, даже анималистическим. Есть замечательные рисунки животных, мы тоже их показали. Есть раздел на выставке – рисунков XVIII века, которые вообще впервые за сто лет показываются на выставке. Здесь они очень уместно раскрывают продолжение голландской традиции в XVIII столетии, перекликаясь в видах родной природы, города, а где-то уже осваивая новые темы. У нас есть такая, можно сказать, «монументальная акварель» на мифологическую тему «Дамоклов меч», выполненная акварелью, гуашью, наподобие живописной картины, с интересной композицией, очень декоративная, нарядная, и вполне заслуживающая предстать перед зрителями. И вот здесь она получила свой шанс».
     Эта выставка голландского рисунка из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина представляет зрителям лишь 90 листов XVII века, в то время как каталог (430-страничный том), выход в свет которого стал поводом для проведения выставки, вмещает и описывает около семисот произведений, воспроизведенных в цвете – это и Нидерланды XVI века, и Фландрия XVII века, Бельгия, Голландия XIX-XX веков. Выбор именно голландского рисунка для экспонирования в Боннефантен музее – пожелание голландцев, которые с большим интересом, бережно и трепетно относятся к своему художественному наследию.
     Объем выставки определялся ее представительностью и выставочным пространством Боннефантен музея в Маастрихте. Экспозиция дает представление об истории развития рисунка в Голландии на протяжении XVII века. Эти произведения отражают разнообразие пейзажных и бытовых мотивов голландского «золотого века».
     Бесспорно, хотелось бы увидеть такую выставку раритетов и в Москве!

     Татьяна Пынина

Ян ван Гойен. Ярмарка в деревне     Гербрандт ван ден Экхаут. Этюд мужчины в чалме

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставить комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

© 2024 Новый Вернисаж – Искусство: события и комментарии. All rights reserved.
Локализация темы для wordpress и goodwin.wpbot.ru. Дизайн от gabfire .
      Каталог блогов Blogdir.ru