«Над нами небо на всех одно…»

Председатель Исполкома МКСХ Масут Махмудович Фаткулин рядом со своей картиной Весна (Автопортрет), 1984 г.      “Новый Вернисаж” продолжает серию публикаций о Московском международном художественном Салоне ЦДХ.

     Раздел “Специальные экспозиции” на 2-м этаже ЦДХ открывается двумя большими проектами Международной конфедерации союзов художников.
     В проекте “Над нами небо на всех одно…” (Автопортрет) в едином экспозиционном пространстве собраны произведения, выполненные широко известными и заслуженными авторами – народными художниками, академиками, профессорами, и – художниками, пока еще не имеющими титулов и званий, в том числе выпускниками художественных вузов и студентами.
     При этом и в Каталоге Салона, и на этикетках, висящих на стене, указывается лишь имя и фамилия художника, название работы, техника и размер, и все – никаких чинов, никаких заслуг.
     Конечно, подготовленные зрители знают мэтров и по именам, и в лицо – никто не спутает Президента Российской академии художеств Зураба Константиновича Церетели, чей бронзовый барельеф (“Автопортрет”, 2001 г.) открывает эту экспозицию, или Председателя Исполкома Международной конфедерации союзов художников Масута Махмудовича Фаткулина (картина “Весна” /”Автопортрет/, 1984 г.), или академика, вице-президента Российской академии художеств Ефрема Зверькова (картина “Автопортрет”, 1960 г.).
Президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели, бронзовый барельеф Автопортрет, 2001 г.     Но и менее именитые художники, в том числе и молодые, чьи работы прошли отбор для участия в этом проекте, пусть знакомы меньшему количеству людей, все равно узнавались. И для них участие в одном проекте с мэтрами оказалось – не только моральная поддержка, что и само по себе для творческих людей, безусловно, очень важно, но и возможность посмотреть на себя со стороны, сравнить свою работу с работами признанных мастеров, подумать, куда – в профессиональном плане, – двигаться дальше, чтобы не топтаться на месте, а расти, совершенствовать свое мастерство.
     Фактически этот проект МКСХ еще раз напомнил, что в искусстве именно собственный труд, именно собственные творческие возможности, работоспособность, честность, – перед собой и зрителем, – будут определять и место художника в ряду его современников, и отношение к нему его коллег, а также ценителей искусства – в том числе и потомков.
     Прежде чем перейти к другому большому проекту МКСХ, хочется показать несколько разных автопортретов, выполненных в разной манере, художниками разного возраста и степени известности. Объединяет их одно: они, как пассажиры на одной из этих работ, оказались, – именно благодаря проекту “Над нами небо на всех одно…”, – в одном “поезде искусства” – в единой экспозиции.

Наталия Богородская

Сергей Гавриляченко и Николай Боровской   

     Теперь несколько слов о другом большом проекте МКСХ: “Живопись 1950-1980-е г. г. Из фондов Международной конфедерации союзов художников”. В нем представлены работы, которые в свое время были закуплены Союзом художников СССР. Несмотря на сложности, возникшие после распада Советского Союза, Конфедерация сумела сохранить эти работы и сейчас имеет возможность показать их зрителям.
     Фактически этот проект – своего рода “камертон”, позволяющий и художникам, и зрителям “настраивать” свое восприятие. И тем, кто участвует в Салоне, и тем, кто пришел сюда как зритель – а среди посетителей немало художников, в том числе и из других городов и стран, – очень полезно сравнить произведения признанных мастеров второй половины XX века с современными работами, в первую очередь со своими собственными, хотя, конечно же, и с работами тех, кто выставляется на Салоне.
     То есть и этот проект МКСХ направлен на то, чтобы дать художникам возможность поразмышлять над своим путем в искусстве, и сделать шаг вперед в профессинальном плане.
     Некоторые из этих работ – на фотографиях.

Карен Агамян, Новости, 1987 г.   Сергей Герасимов, Масловка, 1956 г.

Алоизас Стасюлявичюс, Город. Новые ритмы, 1969 г.   Борис Тальберг, Белый город

Гелий Коржев, Улица в Бухаре, 1973 г.   Урал Таксынбаев, Пяндж вечером, 1965 г.

     Конечно, здесь показана лишь очень малая часть работ из этих двух, я бы сказал, системообразующих проектов МКСХ, занимающих большую экспозиционную площадь. Поэтому впечатление, которое может получить читатель от этих заметок, безусловно, никоим образов не отменяет необходимости, – именно необходимости, для тех, кто интересуется искусством, – лично посетить Салон и увидеть все своими глазами. А цель “НВ” в данном случае – лишь помочь сориентироваться в громадном многообразии представленных на Салоне работ, – тем нашим читателям, которым такая помощь может оказаться полезной.

     Николай Ефремов

= Читайте в следующих выпусках “Нового Вернисажа” новые материалы о Салоне: =

XIV Московский международный художественный салон ЦДХ-2011 - Круглый стол
     “Художник. Город” – 12 марта 2011 года в рамках Салона в пресс-центре ЦДХ состоялся круглый стол – дискуссия по теме “Художник. Город”. С докладом – со своим видением этой проблематики – выступила доктор искусствоведения, профессор Галина Васильевна Плетнева;

XIV Московский международный художественный салон ЦДХ-2011 - Этот загадочный 3-й этаж
     “Этот загадочный 3-й этаж” – В последние годы Московский международный художественный салон занимает все этажи ЦДХ. При этом на 2-м этаже традиционно располагаются союзы художников, Академия художеств и специальные экспозиции – то, что задает планку Салону, а на антресольном и 3-м этажах – галереи, клубы, творческие мастерские и объединения, а также персональные авторские экспозиции – этот раздел считается более ориентированным на покупателя, заказчика. Но это не значит, что представленные здесь работы не заслуживают внимания. Рассказ о лучших экспозициях этого раздела;

XIV Московский международный художественный салон ЦДХ-2011 - Шаг вперед. Уроки Салона ЦДХ
     “Шаг вперед. Уроки Салона ЦДХ-2011″ – О самом важном и интересном, что можно увидеть на XIV Московском международном художественном салоне “ЦДХ-2011. Художник. Город”. Впрочем, рекомендуем читателям не ждать обзорной статьи, которая выйдет к концу Салона, а обязательно посетить его и составить о нем собственное впечатление. Для культурного человека, интересующегося искусством, не увидеть своими глазами того, что экспонируется на этой серьезнейшей на всем постсоветском пространстве выставке – все равно, что не знать Пушкина или Шекспира.

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставить комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

© 2024 Новый Вернисаж – Искусство: события и комментарии. All rights reserved.
Локализация темы для wordpress и goodwin.wpbot.ru. Дизайн от gabfire .
      Каталог блогов Blogdir.ru