“Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIX веков”

Свидерская М. И., Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIX веков - М.: Издательство Галарт, 2010

     Презентация книги М. И. Свидерской “Пространственные искусства в западноевропейской художественной культуре XIII-XIX веков” состоялась 24 февраля 2011 года в Москве, в Государственном институте искусствознания. Книга выпущена издательством МКСХ “Галарт” – бывш. “Советский художник”.

     Эта книга – сборник произведений разных лет, начиная с 60-х годов XX века, сгрупиррованных по тематическим разделам. Они включают в себя проблемные статьи историко-художественного, художественно-теоретического, культурологического характера, работы, задуманные как концептуальные обобщения, и очерки, посвященные отдельным творческим персоналиям, небольшие извлечения из монографий, этюды, относящиеся к истории искусствознания, а также научно-методические и учебные материалы.
     Материалы книги затрагивают принципиальные проблемы художественного развития Западной Европы, преимущественно в сфере пространственных искусств, но не только, на протяжении нескольких эпох, от XIII до начала XX века. Они включают в себя освещение таких основополагающих вопросов и явлений, как проблема стиля, реализм эпохи Возрождения, реализм Нового времени, маньеризм, борьба течений в искусстве XVI-XVII веков, академизм, “Арте сакра” эпохи Контрреформации, искусство внестилевой линии, барокко, классицизм, “второе издание” стиля барокко в XVIII веке, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм XIX века.
     Автор книги – М. И. Свидерская, известный искусствовед, историк искусства, профессор кафедры Истории и теории мировой культуры (ИТМК) философского факультера МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор кафедры Всеобщей истории искусств Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), автор около 50 научных публикаций.
     Как рассказала в своем выступлении на презентации книги сама Марина Ильинична, такие работы, как, например, статья о Караваджо, написанная в 1969 году, вошли в книгу без каких-либо изменений: “Я не отказываюсь ни от единого слова”.
     По мнению одного из рецензентов, доктора искусствоведения Л. И. Лифшица, выступившего на презентации, данное издание – больше, чем просто сборник статей, это “цельная концептуальная книга”, содержащая “видение культуры как цельного организма”. При этом, как считает М. И. Лифшиц, “Марина Ильинична опровергла Шпенглера – убедительно, на конкретных примерах”. (Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер – немецкий философ и культуролог, предложивший взгляд на мировую историю как на ряд независимых друг от друга культур. – прим. авт.).
     Другой выступивший на презентации рецензент, доктор философских наук О. А. Кривцун, отозвался о М. И. Свидерской как о “мастере метафор, аллюзий, ссылок, переносных значений”. В этой книге, по его мнению, “Марина Ильинична достигла и научного, и художественного максимума”.
     Прекрасно изданная книга – ее объем 928 страниц, она содержит несколько сот иллюстраций, – адресована в первую очередь профессионалам: культурологам, философам, искусствоведам, учащимся, специализирующимся в этих областях. Однако она, без сомнения, будет интересна и полезна всем, кто интересуется историей мирового искусства, мировой культуры.

     Николай Ефремов

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставить комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

© 2024 Новый Вернисаж – Искусство: события и комментарии. All rights reserved.
Локализация темы для wordpress и goodwin.wpbot.ru. Дизайн от gabfire .
      Каталог блогов Blogdir.ru