Как спасти старые здания в провинции

Как спасти старые здания в провинции

     Сегодня многие старинные здания, интересные с градостроительной, исторической или культурной точки зрения, находятся в заброшенном состоянии.
     В советскую эпоху объекты недвижимости, в том числе и старые особняки, содержались за счет бюджета государства. В настоящее же время, – если мы не говорим о памятниках истории и культуры, – такие здания часто находятся в частной собственности. Их судьба во многом в руках владельца. Конечно, бывает и так, что собственник не в состоянии содержать здание, тем более, что старинные здания наверняка дороже в эксплуатации, а экономически выгодного применения, достойного имеющегося архитектурного сокровища, найти он не может.
     В то время, как проблема спасения старинных зданий в нашей стране только сейчас начинает получать должное внимание, причем прежде всего в столице – благодаря “Архнадзору”, и в Санкт-Петербурге – благодаря движению “Живой город”, а также благодаря деятельности ВООПИК, во многих других цивилизованных странах мира давно оценили перспективу сохранения архитектурного наследия. Другими словам, люди увидели будущее в своем прошлом: старинные здания являются активами, имеющими потенциал для дальнейшего развития. С грустью приходится констатировать, что подобный интерес – не частое явление в провинции.
     В чем же ценность старых зданий, почему мы должны с особым вниманием относиться к ним? Во-первых, такие здания являются хранителями истории местности, ее культуры. Во-вторых, часто старинные здания красивее и более интересны, чем возведенные в последнее время, таким образом это важно и с эстетической точки зрения.
     Кроме этого, подобные дома делают город непохожим на другие города, что улучшит его туристическую привлекательность, – как и всей страны. Это в свою очередь вызовет новый приток путешествующих – в том числе, тех людей, которые интересуются архитектурой, историей, культурой. Понятно, что это означает и новые финансовые потоки, развитие региона и рост уровня жизни его жителей. Чем больше туристов потратят в конкретном регионе денег, тем больше отчислений пойдет в местный бюджет, тем больше будет развиваться бизнес. Возникнут новые предприятия в туристической сфере, а также в сопряженной сфере услуг, в торговле, в производстве – например, сувениров. Будет снижаться безработица, решаться другие социальные проблемы благодаря ответственности бизнеса. Возникнут новые мотивы к развитию инфраструктуры, что позитивно скажется на всем обществе.
     Очевидно, что за границей к таким умозаключениям пришли давно, в связи с чем можно наблюдать высочайший интерес к сохранению исторического наследия. Речь идет не только о явных памятниках градостроения, но и об индустриальных объектах: о производственных зданиях, мостах, конюшнях, электростанциях, вокзалах.
     Местные жители воспринимают их как активы для развития региона в туристическом смысле.
     Набрав в поисковике слова “save old buildings” (“спасти старые здания”), вы поразитесь количеству интернет-порталов, посвященных этой теме. На них – огромный объем знаний, наработок, советов, которыми нельзя пренебречь. Опыт других стран, в котором мы, возможно, не нуждались, когда в социалистическом прошлом за все платило государство, теперь может быть применен и в России.
     Какие же идеи мы можем перенять?
     Интересной, к примеру, кажется идея, высказанная маркизом де ла Вега Инклан, которая с прошлого века “работает” в Испании, служа на благо всех жителей страны. Старые крепости, замки, дворцы и монастыри были приспособлены под шикарные отели, объединенные общим брендом – “Paradores”. Туристы с набитыми кошельками любят останавливаться в таких исторических местах. Кроме того там зачастую можно попробовать местную кухню, что также приносит доход. А это означает, что эти старые здания теперь “самодостаточны”: им не нужна помощь со стороны – они сами работают на себя. Превратившись в отели с несколькими звездами, со всеми необходимыми удобствами, современно оборудованные, эти объекты недвижимости на много лет вперед благотворно определили свою судьбу. Кто будет резать курицу-несушку?
     Почему бы не воспользоваться этой идеей? Понятно, что владелец таких строений станет беречь каждый кирпичик, каждый камень, из которых сложены такие здания.
     Проводя реставрацию конкретного строения, бизнесмен сохраняет малую родину, историю и материальную культуру проживающих в соответствующей местности людей. Это позволяет защитить полюбившийся веками складывающийся городской пейзаж (“cityscape”), но одновременно обеспечивает и финансовые выгоды владельцу здания, пользу горожанам. Конечно, нужно, чтобы и муниципалитет шел навстречу таким инициативам.
     В городе Феникс, США, например, идея реновации старых зданий для последующего использования стала настолько востребованной, что в 2008 году там был организован специальный отдел в Департаменте по развитию и строительству, созданный с целью помочь облегчить процедуру выдачи разрешений. К потенциальному инвестору было решено выдвигать меньше требований – лишь бы здание было и оставалось безопасным для людей.
     – Ценности людей изменились, мы стали очень критично относиться к практике сноса зданий. Здесь я вырос, и эти здания, построенные в эстетике середины века, были частью моего детства. Когда-то их сносили, и это разбивало мое сердце. Но теперь жители понимают, что снося здания, мы выбрасываем нашу историю на свалку. А для того, чтобы создать образ города, требуется много времени, – сказал Эллисон Кинг, основатель интернет-проекта, посвященного приспособлению старых зданий к новому использованию.
     – Все в районе в былые годы ходили на эту почту. И теперь, когда люди приходят в ресторан, который открыли в старом здании почты, они словно встречаются со старым приятелем, – рассказывает архитектор Мак Нейл о другом проекте.
     Помимо этого, можно ввести дополнительные поощрения финансового характера для бизнеса, который будет восстанавливать старые здания, что-то вроде снижения налога или выделения займов или грантов таким предпринимателям. Естественно, лучше сделать это на общегосударственном уровне, но какие-то шаги в этом направлении можно предпринимать и на региональном или городском уровне. Кстати говоря, можно привлекать специалистов в сфере строительства, реставрации, просто людей, которые могли бы выступить в качестве разнорабочих (конечно, с организацией и соблюдением на участке техники безопасности) на местах – многие из них, убежден, ради сохранения исторических зданий города готовы помогать бесплатно.
     Кстати, такие здания можно сразу восстанавливать с использованием “умных” и “зеленых” технологий для того, чтобы они потребляли меньше тепла и расходовали меньше электрической энергии. С помощью этого содержание их в долгосрочной перспективе станет менее затратным. Конечно, современные технологии не должны существенно затрагивать само здание, это должна быть именно реставрация, а не реконструкция – между этими двумя понятиями огромная разница.
     Другим ярким примером в деле сохранения исторического наследия является Западная Виржиния, где исторический туризм стал большой доходной статьей. В этом штате Америки работает общественная благотворительная организация “PAWV”, которая привлекает внимание общественности, предпринимателей к положительным моментам в сохранении исторических объектов и их новом использовании.
     Еще один шаг в области спасения старых зданий – принятие на локальном уровне законодательства, которое бы обязывало владельцев или арендаторов более ответственно относиться к объектам неэксплуатируемой недвижимости, находящимся в их собственности или пользовании. Любое (а в особенности старое) здание, если за ним не следить, – это не только архитектура, но еще и пожароопасный объект. Если исходя из этого, т.е. в целях предотвращения риска пожара, обязать нерадивых собственников новыми законами заняться такими объектами, то это уже в определенной мере улучшит состояние подобных зданий, хотя, конечно, это лишь полумера. Но по этому пути пошли, например, в городе Глоуб в штате Аризоне, США. Местный градоначальник так отозвался об архитектурном наследии: “Это часть того, что делает Глоуб красивым и привлекательным для людей из других мест”. Он планирует использовать исторические здания на территории муниципалитета для привлечения туристов, новых предприятий и инвестиций для бывшего шахтерского городка.
     В такого рода законе можно было бы предусмотреть и иные меры по консервации или сохранению временно неиспользуемого объекта. Сейчас подобные строения подвергаются воздействию влаги, эрозии, а в зимний сезон еще и холода. А ведь можно было бы обязать собственника хотя бы закрыть здание каким-нибудь защитным материалом, вроде брезента, которое, пусть и временно, не позволяло бы ему разрушаться (а лучше и вовсе застеклить окна, отремонтировать крышу). Такой закон обязательно нужен, чтобы интересные старые здания, не приобретшие пока охранный статус, получили как можно меньший урон, а в будущем это обеспечит менее дорогую их реставрацию.
     Необходимо подумать и о законе, позволяющем государству изымать и иными способами влиять на простаивающие без толку и без внимания со стороны владельцев в течение долгого времени любопытные с архитектурной точки зрения старинные здания, как это делается в Англии (согласно “Ancient Monuments Consolidation and Amendment Act” 1913 года) или в Америке, где после лишения владельцев права на собственность такие сооружения могут быть возвращены собственникам, если те проведут ремонт и восстановят их.
     В качестве другого способа, можно создать всероссийский Фонд по старинным зданиям, подобный английскому “National Trust”, который является частной организацией с открытым членством (около 2000000 членов!), или вроде американского “National Trust for Historic Preservation”. Такой фонд мог бы приобретать заброшенные здания или здания без длительной заботы со стороны владельцев и восстанавливать их. Фонд мог бы существовать за счет членских взносов, пожертвований спонсоров, дальнейшего использования отреставрированных зданий.
     Однако наиболее эффективным было бы, естественно, признание зданий объектами культурного наследия, т.е. памятниками истории и культуры, с занесением их в соответствующий реестр. В этом случае они берутся под охрану государства – согласно федеральному закону №73, – кстати, всем рекомендую прочитать его, – никто не имеет право снести или видоизменять такие здания. Сейчас звучат идеи о внесении в закон понятия “реконструкция”, но многие эксперты в сфере сохранения культурного наследия считают, что это может повредить памятникам. Как будет развиваться ситуация, покажет ближайшее время.
     Можно и официально обозначить район, на котором стоят потенциальные памятники, историческим.
     По этому пути пошли в Сиэтле, где собираются дополнительно включить 37 объектов в список исторического наследия. “Быстрый рост строительства высоток в центре Сиэтла не должен означать уничтожения наших старых исторических зданий. По мере роста центра города мы не можем стирать его прошлое”, – заявил председатель совета комитета по городскому планированию и развитию.
     Безусловно, многим предпринимателям очень привлекательной кажется мысль просто снести старые здания, несмотря на их историческую ценность, потому что так можно больше заработать. Снос здания обычно обходится раз в десять дешевле, чем реставрация. Но, – мы говорим о симпатичных старинных зданиях с индивидуальным характером, – делать этого нельзя. Хотелось бы подчеркнуть, что мы должны сохранять наше прошлое, нашу историю и культуру, к тому же это может быть выгодным с экономической точки зрения.
     Уместно отметить и то, что иногда любопытна не столько сама эстетика здания или его архитектура, сколько исторические факты, которые связаны с ним, например, памятные события, которые происходили в здании, или известные люди, которые в нем жили или бывали. В такого рода зданиях могут быть созданы музеи.
     Таким образом, способов спасения старинных зданий немало. В идеале нужно совмещать их все. Необходимо лишь осознать это и предпринимать конкретные шаги. Первым делом следует составить список старых зданий, чья судьба нас больше всего волнует, чтобы видеть в каком направлении двигаться. К ним нужно привлечь внимание общественности, обсудить их достоинства. Вполне возможно, бизнесмены смогут увидеть ту прибыль, которую такие строения смогут генерировать. Городским и региональным властям необходимо принять новые соответствующие законы и вести гибкую политику в отношении бизнеса, сохраняющего, реставрирующего старинные здания, а всем вместе нам следует добиться признания таких объектов памятниками – процесс, конечно, трудоемкий, но сделать это реально.
     Все мы ответственны за сохранение культурного наследия, окружающего нас, и должны сделать все, чтобы старинные здания, обладающие признаками памятников, были спасены. В этом случае исторические города России получат новый импульс в своем развитии, что не останется без внимания туристов, так важных для процветания городов.

     Олег Ардолкин

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставить комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

© 2024 Новый Вернисаж – Искусство: события и комментарии. All rights reserved.
Локализация темы для wordpress и goodwin.wpbot.ru. Дизайн от gabfire .
      Каталог блогов Blogdir.ru