IV Международный кинофестиваль “Русское Зарубежье”
IV Международный кинофестиваль “Русское Зарубежье” пройдет в Москве с 7 по 14 ноября 2010 года. В этом году фестиваль посвящен нескольким знаменательным датам: 90-летию Исхода белого воинства и гражданских беженцев на чужбину, Году России во Франции и Франции в России, 15-летию Дома Русского Зарубежья имени Александра Солженицына.
В конкурсной программе фестиваля будет представлено 5 игровых и 18 документальных картин из 9 стран мира. В числе игровых фильмов – “Райские птицы” Романа Балаяна, “Событие” Андрея Эшпая, “Полторы комнаты” Андрея Хржановского, “Незнакомка” Джузеппе Торнаторе. В рамках фестиваля состоятся премьеры документальных фильмов “Остров Лемнос. Русская Голгофа” режиссеров Елены Чавчавадзе и Галины Огурной, “Состояние момента” режиссера Александра Гурьянова. В течении трех дней программа документальных фильмов будет посвящена русской эмиграции во Франции.
Попечители фестиваля – Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Россотрудничество, Комитет Государственной Думы Российской Федерации по делам СНГ и связям с соотечественниками, Комитет по международным делам Государственной Думы Российской Федерации, Московская Городская Дума, Международный Совет Российских Соотечественников, Институт стран СНГ.
Торжественное открытие Международного кинофестиваля “Русское Зарубежье” состоится 7 ноября в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына (г. Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2). Перед открытием состоится пресс конференция, на которой будут присутствовать Президент МКФ “Русское Зарубежье” кинорежиссер Сергей Зайцев, директор Дома Русского Зарубежья имени Александра Солженицына Виктор Москвин, член жюри фестиваля, поэт Иван Никитин (Франция), член жюри фестиваля, руководитель отдела кино РКЦ (Болгария) Владимир Ястреба, участники кинофестиваля. Начало пресс-конференции – в 17.30.
Официальный сайт кинофестиваля – http://www.cinema-rp.com/
В Москве с 7 по 14 ноября 2010 года пройдет четвертый Международный кинофестиваль “Русское Зарубежье”. В обилии многочисленных направлений пропаганды киноискусства он занимает особое место. Во-первых, потому, что представляет неисчерпаемое научное, культурное и философское наследие нескольких поколений российских эмигрантов. Во-вторых, неигровое кино, которому на фестивале уделяется особое внимание, давно стало дефицитным в нашей стране. И не потому, что его не снимают, – его негде посмотреть.
Три предыдущих кинофорума добавили устроителям уверенности в правильно выбранном пути. Интеллектуальное наследие наших соотечественников, рассеянных по всему миру, в последние годы стало возвращаться в Россию. Президент фестиваля “Русское зарубежье” кинорежиссер Сергей Зайцев говорит об этом так:
– Богатейший потенциал, накопленный эмигрантами первой волны, – это Атлантида, которую нужно еще долго открывать. После революции и гражданской войны за рубежом оказались два миллиона человек. Они всю жизнь оставались русскими, бережно хранили культуру своей Родины, повсюду в изгнании создавали маленькие России. А вообще России было две. Мы жили в одной, а там существовала другая, рассеянная по всему свету. В 1991 году я, 22-летний мальчишка, чудом, можно сказать, оказался в Северной Африке на развалинах великого Карфагена. Совсем рядом, под такими же стертыми временем плитами покоились мои соотечественники. Тогда я не мог предположить, что увлечение историей русского зарубежья станет для меня главной движущей силой в жизни и творчестве. Спустя годы я мог бы с некоторой уверенностью утверждать: я понемногу становлюсь русским. Национальное самосознание кроется не просто в знании корней своих, не просто в любви к отеческим гробам, но в готовности нести крест, возложенный на тебя Родиной.
Все последующие годы Сергей Зайцев вместе со своими единомышленниками посвятил сбору и обнародованию неисчерпаемого богатства эмиграции.
Мы сидим в помещении хранилища аудиовизуального наследия русской эмиграции Дома Русского Зарубежья. Лишь в исключительных случаях вход в этот архив бывает разрешен посторонним. Сергей Леонидович переводит взгляд с одного бесценного экспоната на другой. Все стены заставлены шкафами с грампластинками, старыми бобинами с кинопленкой и VHS кассетами – великим множеством материалов, большая часть которых еще не переведена на цифровые носители.
– Вот пленка, на которой Яша Давыдов поет в Нью-Йорке в ресторане “Казбек”, а аккомпанирует ему ансамбль балалаечников. На этих полках работы оператора Юрия Мельтева, который снимал жизнь эмигрантов как любитель и запечатлел для нас Бунина, Тэффи, Лифаря, Бенуа. Не так давно получили еще одну его неизвестную пленку, которую незадолго до смерти передал из Сан-Франциско большой друг нашего Дома Святослав Николаевич Забелин. А на этой пластинке голос Юла Бриннера, сыгравшего главную роль в легендарном американском фильме “Великолепная семерка”. Он поет русские романсы с Алешей Дмитриевичем. Тут же записи Жени Шевченко, недавно скончавшейся в Нью-Йорке. Я успел услышать ее живой голос в 2007 году в “Русском самоваре” – ресторане, принадлежавшем Бродскому и Барышникову.
Наследие колоссальное. Работы над ним хватит не одному поколению. И открытий ожидается немало.
В этом году фестиваль предлагает зрителям обширную программу. Кроме российских кинематографистов, свои фильмы покажут мастера из Франции, Сербии, Америки, Канады, Чехии, Словении и других стран.
Исторический полнометражный художественный фильм российского режиссера Игоря Черницкого “Юнкера” создан по мотивам произведений Александра Куприна. В сценарии использованы воспоминания последних юнкеров – выпускников юнкерских училищ 1917 года. “Кукольник из Кембриджа” режиссера Михаила Брусиловского (США) – фильм о секретах ремесла и личности необыкновенного художника Игоря Фокина, прожившего короткую, но яркую жизнь. Режиссер Андрей Хржановский (Россия) покажет на фестивале ленту в жанре ироничной сказки под названием “Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину”. Через факты биографии Нобелевского лауреата Иосифа Бродского мы возвращаемся в Ленинград 50-х – 60-х годов прошлого века. Замечательный документальный фильм режиссера Игоря Калядина “Новые времена” – это заключительная часть трилогии “Аксаковы. Семейные хроники”. Фильм повествует о трагической судьбе Михаила Аксакова – представителя древнего дворянского рода, летчика, героя боев на КВЖД, погибшего в сталинских лагерях.
Афиша кинофестиваля разнообразна. Каждый зритель удовлетворит собственные вкусы, найдет фильм по своему предпочтению. Время вечерних сеансов отдано игровым картинам, днем пройдут показы документальных.
В международное жюри конкурсных программ входят мэтры документалистики и игрового кино, и обязательно – представители русской эмиграции. В разные годы в работе жюри фестиваля принимали участие Глеб Панфилов, Геннадий Полока, Юрий Шиллер, Вениамин Смехов, Марина Тарковская, Александр Долгорукий и другие выдающиеся представители отечественной и зарубежной русской культуры.
В четвертый раз по итогам конкурса будут вручены два главных приза за лучший игровой и лучший неигровой фильм. Это бронзовая скульптура (автор Галина Шилина) – “Философский пароход”, символизирующая высылку неугодных власти интеллектуалов из советской России за границу в сентябре и ноябре 1922 года.
Почему сегодня люди идут на просмотры, которые, как еще недавно казалось, не затрагивали сердца? Видимо, ностальгия, которая в энциклопедическом переводе означает тоску по Родине, глубоко засела в наших душах. На мой взгляд, настало время следующей фазы осмысления истории нашей страны как части истории мировой. В этом контексте тема эмиграции с ее поистине безграничным достоянием расширяет внутренние границы национального самосознания. Мы пытаемся вернуться к себе и к той России, которую потеряли.
Татьяна Улитина
Оставить комментарий
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.