Выставка художников-монументалистов Леонида Полищука и Светланы Щербининой в ЦДХ
- Среда, 28 Апрель 2010, 18:46
- Выставки, Избранное, МКСХ, Новости организаций
27 апреля 2010 года в Москве, в ЦДХ открылась Юбилейная выставка к 85-летию ветерана Великой Отечественной войны, участника Парада Победы в 1945-м году, члена-корреспондента Российской академии художеств, Заслуженного художника РФ Леонида Полищука и к 80-летию члена-корреспондента Российской академии художеств, Заслуженного художника РФ Светланы Щербининой. Выставка организована Международной конфедерацией союзов художников при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, Московского отделения Союза художников России и Московского союза художников в рамках торжеств, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Этой выставкой известные художники-монументалисты подводят итог своей полувековой деятельности и представляют зрителям 25 работ. Среди них – фотографии таких известных творений, как мозаика “Исцеление человека” на здании библиотеки и роспись “Консилиум” в рекреации Второго московского государственного медицинского института, витраж “Пегас” во дворце культуры г. Уфы, мозаика “Сургутская мадонна” на фасаде аэропорта г. Сургута.
Судьба этих и других работ мастеров уникальных образных решений складывалась трудно. Яркая неожиданная форма, экспрессивный пластический язык, обладающий мощной силой художественной выразительности, – все это не вписывалось в стандартные представления партийных и советских функционеров и чиновников от искусства.
Пробивать свои произведения, отстаивать их право на существование – это требовало терпения, мужественной настойчивости, соизмеримых с мерой таланта, вложенного в их создание. И сейчас, спустя десятилетия после создания, эти работы поражают точностью и силой испускаемой ими энергии добра, сострадания, человечности.
В последние десятилетия Полищук и Щербинина работают как станковисты, создав, по сути, уникальный жанр монументальной живописи. Их полотнам, как и мозаикам прежних лет, присущи эпичность, порой трагическая, звучания, обращение к самым болевым точкам современной жизни, к таким ожоговым моментам, которые, казалось бы, еще не подлежат обобщению и осмыслению средствами искусства. Но эти художники и сейчас, как и всю свою жизнь, идут нехожеными тропами, свершают творческие открытия, создавая такие полотна, как “Плач по афганцу”, “Красная пирамида”, “Панель” и другие.
На выставке впервые представлены на суд зрителей полотна “Предательство”, “Террор /Гурьянова, 19/”, “Реквием по народу Союза Советских Социалистических Республик”, “Такая разная женщина!” и “Разрушенная Венера”.
Также на выставке была представлена только что вышедшая из печати книга “Леонид. Записки великого тайного художника” (Москва, издательство “Галарт”, 2010 г.). В ней собраны воспоминания Леонида Полищука, его размышления, иллюстрации его произведений.
Жизнь, прожитая Леонидом Полищуком, напоминает театр абсурда – но она является отражением судьбы страны и судеб ее граждан. Она достойна киноэпопеи – но это лишь один кирпичик в великой российской пирамиде, воздвигнутой во славу коммунистических идеалов. Родившись в 1925 году в семье участников революции, Леонид Полищук в начале тридцатых годов вместе с родителями оказывается в Берлине (отец в те годы – Председатель Техноэкспорта СССР, мать – его помощница во всех делах). По Берлину уже маршируют нацисты. Леонидом заниматься некому, он предоставлен сам себе. В восемь лет он вместе с немцем, даже имени которого до сих пор не знает, разносит газету немецких коммунистов “Роте Фане” и листовки. Как пишет автор, “Потом я оценил эту предосторожность: если бы нас схватили, я не мог бы никого выдать”.
В 1937 году семья возвращается в Москву, а в 1938 году арестовывают сначала отца, потом мать. В 1941 году, скрыв правду про родителей, Леонид поступает в артилеристское училище. Буквально перед его окончанием курсантам объявили, что по приказу Сталина их направляют рядовыми во вновь образованные ударные воздушно-десантные бригады. Леонид Полищук воевал с 1942 по 1945 год, а демобилизовался только в 1949 году.
Вернувшись после семилетнего отсутствия в Москву, Полищук за два месяца закончил 10 класс – с серебряной медалью!, – и поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПиДИ). В 1952 году институт расформировывается. Полищук переводится в ленинградскую “Мухинку”, на монументальный факультет. С отличием защитил диплом. Его работы снимались с выставок, уничтожались. Как пишет он сам, “Сегодня, когда мы знаем судьбы Платонова и Пастернака, Цветаевой и Филонова, Ахматовой и Бродского, нам легче понять, почему свободный талант был так ненавистен этой Системе”. Были уничтожены его работы в Москве, уничтожен огромный витраж в Уфе, ночью снесен бульдозером и уничтожен памятник Губкину в Уфе…
Так жило это поколение. Леониду Полищуку еще повезло – в отличие от многих, он не попал под каток репрессий, остался жив в войну, не сломался после уничтожения своих работ, дожил до 85-летия, увидел выставку своих работ в ЦДХ и вышедшую книгу. На открытии выставки он признался, что жизнь его в последние десятилетия сложилась именно так благодаря жене, Светлане Щербининой – его верной спутнице и соавтору монументальных работ, в том числе – и представленных на выставке.
Выставка Леонида Полищука и Светланы Щербининой продлится до 9 мая.
Николай Ефремов
Оставить комментарий
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.