“Одна война” Веры Глаголевой

Актриса и режиссер Вера Глаголева. Рисунок Марины Ефремовой

     “Одна война” – новый фильм кинорежиссера Веры Глаголевой. Свой первый фильм “Сломанный свет” она сняла почти двадцать лет назад. Это – трепетная история о творце и творчестве, судьбах людей искусства, непринятых, непонятых, невостребованных обществом. Возвращение картины к зрителю произошло спустя десять с небольшим лет. Затем Вера сняла фильм “Заказ”, который был неплохо принят, но не был в прокате, а показан сразу по телевидению, поскольку был телевизионным проектом. Вскоре она сняла картину “Чертово колесо”, которую тоже много показывали по телеканалу Россия. И вот в этом году – новый фильм – “Одна война”. В течение неполного года он был отмечен 19-ю наградами на различных кинофестивалях, в том числе на пяти зарубежных.

     - Вера, эта картина – серьезное большое кино.
     – Да, и для меня – важное событие. Такая неожиданная и серьезная тема. Мало кто знал об этих страницах истории – фильм о женщинах, сосланных на далекий северный остров, потому что они во время оккупации родили от немцев детей, они наказаны государством за измену, за предательство. История военная. Для нас важно было восстановить прошлое без фальши. Когда я бралась за этот материал, знала, что я должна это сделать, потому что это дань памяти.
     - Прежде кинематограф такой темы не затрагивал. В Вашем фильме есть титр: “Поколению наших дедов и отцов посвящается”.
     – Мы посвятили эту картину людям, которые практически не жили счастливо вообще. Их жизнь, начиная с революции, гражданской войны, включая репрессии, Отечественную войну, была полна тягот и лишений, страданий. В каждой семье есть пострадавшие или от режима, или от войн – это люди, которые так и не пожили для себя в счастье, любви – они все время что-то преодолевали. И вот этим людям мы посвящаем эту картину.
     - Первый показ фильма произошел на фестивале в Твери и сразу принес пять призов, в том числе – Специальный приз жюри режиссеру Вере Глаголевой.
     – Обвал звездных фестивалей начался в Твери. Только мы закончили картину и уже через неделю привезли ее на фестиваль “Созвездие”. Я была в зале. Это была не просто премьера – я первый раз показывала фильм на зрителя. Сильно волновалась. Это было 22 июня, и меня попросили поставить картину именно на этот день, потому что это символично. Зал был полон, смотрели и члены жюри. Когда пошли завершающие титры – в зале гробовая тишина. Последний титр. Экран практически погас. И тишина. И люди сидят. И полная тишина. Просто абсолютная. Я подумала, что, наверное, что-то не так. И когда зажегся свет, начались поздравления со всех сторон. Я видела лица людей. И слезы на глазах. Это было и при первом показе, и продолжалось на последующих – реакция везде одинаковая – будь то Монреаль, будь то Казань, будь то Каир – люди выходят со слезами на глазах, благодарят за картину. И, что меня поразило, – люди не разучились сострадать – вот это самое главное. Даже для благополучных французов, не страдавших так, как наш народ, это тоже – элемент сопричастности, сострадания.
     - Что, по сравнению с актерской профессией, дает режиссура?
     – Одно другого не исключает. Режиссура – это свобода творчества, чего нет в актерстве. Все от тебя зависит от начала до конца. От выбора сценария до привлечения своих единомышленников в одну творческую группу. Режиссер – всему голова. Именно он соединяет актерский состав, оператора, художника, композитора в единое целое. И именно он решает, что он хочет видеть в каждом конкретном кадре. Поэтому работу режиссера невозможно сравнить с актерством. Тебя, во-первых, выбирают, второе, тебя даже при прекрасной драматургии, сценарии, всегда направляет режиссер.
     - Понятно. Свобода творчества и стала мотивацией. А как произошел приход в режиссуру? Кто давал режиссерские мастер-классы?
     – У меня была возможность наблюдать большое количество съемочных площадок, большое количество работы великих режиссеров. Таких, как Семен Аронович (“Торпедоносцы”), Анатолий Эфрос (“В четверг и больше никогда”), Виталий Мельников (“Выйти замуж за капитана”), безусловно, Родион Нахапетов (“Не стреляйте в белых лебедей”), Константин Худяков (“Другая женщина, другой мужчина”), видеть точное соответствие драматургии и режиссуры. Могу много перечислять режиссеров, которые повлияли на мое отношение к этой профессии. Я все время для себя что-то открывала – это и помогло в дальнейшем. Особенно – Анатолий Эфрос в работе с актерами. Он особенно любил актеров, чего не скрывал.
     - Насколько же актер может творить, привнося свое видение в рамках роли, и насколько режиссер может творить в рамках выбранного сценария?
     – Актер волен творить, и если он меня в чем-то убеждает – пожалуйста. В нашей картине у каждой героини была возможность сделать так, как она хочет. Обязательно быль дубль, который они просили, это рассматривалось. Много своего привнес в картину и Александр Балуев. Но в любом случае, последнее слово – за режиссером.
     - Вера, кино – это коллективное творчество, направляемое, конечно, режиссером. Очевидно, чтобы картина состоялась, важен был удачный сценарий, профессионально подобранная творческая группа.
     – Да, я благодарна сценаристке Марине Сасиной, людям, которые со мной делали эту картину, нашей творческой группе, всему актерскому коллективу. Я на сто процентов уверена, что это правильный выбор – художник-постановщик Игорь Коцарев, оператор Руслан Герасименков. Эти два парня – просто подарок судьбы, потому что все, что я хотела видеть на площадке, все было, не сразу, может быть. Фильм состоялся, конечно, и благодаря продюсерскому центру “Хорошо продакшн”, Наталье Ивановой – она мой продюсер и моя подруга.
     - За почти год жизни фильма – четырнадцать фестивалей и почти два десятка призов. Такая реакция профессионалов и зрителей была ожидаема?
     – Не могу сказать, что мы были готовы к такому восприятию картины. Где бы мы ее не показывали, она была везде оценена, прежде всего, – призом зрителей, обязательно. Если он был, то доставался нам. И то, что это иногда совпадало, как в Онфлере – приз зрителей и приз от профессионалов – Гран-при отдали тоже нам. И это – единогласно, единодушно. Везде, на каждом фестивале!
     - В Каире критика назвала Вашу картину “лучшим творением фестиваля”.
     – Да. И по решению Жюри была отмечена профессиональным призом “За художественные достоинства фильма имени Юсефа Шахина”. Но первой ласточкой был фестиваль “Созвездие” в Твери, когда мы получили три профессиональных приза и два приза – общественного жюри. Очень важным для меня был приз, который специально учреждают – режиссеру за работу с актерами, что для меня особенно ценно: получить такой приз от своих же коллег, от своих же друзей. Там же – Золотая звезда Александру Балуеву за главную роль. Это очень для меня важно, потому что Александр в этой картине абсолютно другой, нежели его привыкли видеть зрители. На фестивале “Амурская осень” в Благовещенске мы получили приз очень важный и ценный для меня: изменив формулировку “за женскую роль”, наградили всех пятерых героинь. Это – Наталья Суркова, Ксения Суркова (она не родственница, просто однофамилица), Наталья Кудряшова, Юлия Мельникова, Анна Нахапетова.
     - Вера, в этом фильме играет и Ваша дочь Аня. Вопрос о семье, детях: как удавалось всегда успешно совмещать напряженную творческую работу и воспитание дочерей, семью? Ведь творчество всегда неизбежно целиком захватывает человека, требует одиночества, жертв.
     – Это очень индивидуально. Мне одиночество не свойственно. Как Эфрос повторял, “больше говорите друг другу хорошего, больше цените, любите и хвалите друг друга”. Наверное, кого-то захваливать не нужно – их совсем захвалишь, и они совсем сойдут с ума от величия своего. Все в разумных пределах. У меня уже взрослые дети. У каждого своя жизнь. Они с пониманием относятся, когда я работаю. И мне нравится то, что они уже перестали обижаться, что внуки Полина и Кирюша не очень много времени с бабушкой проводят. Не скрываю, я не очень хорошая бабушка, потому что у моих внуков есть и еще две бабушки, которые проводят с ними много времени. Я не готова полностью раствориться во внуках, в детях.
     - Как Вы оцениваете в картине работу своей дочери?
     – Мне приятно, когда ее хвалят, говорят хорошие слова. В фильме – классическая драматургия, многое построено на финале, где у Ани серьезная сцена, практически без слов, и она с ней справилась, получилось убедительно. Маша сейчас опять начинает немного рисовать, она хороший художник-анималист, у нее это получается, и надеюсь, что она это продолжит, несмотря на то, что у нее маленький ребенок. Настасья учится в институте уже, во ВГИКЕ на продюсерском, и мне очень нравится, что она познает киномир с помощью педагогов, может быть, ей привьют все-таки любовь к российскому кино, и к советскому кино. Я очень на это надеюсь, что она будет знать историю отечественного кинематографа.
     - Есть ли у Вас любимая роль?
     – Я очень люблю картину “Сошедшие с небес”. В ней есть невероятная поэтика, и в героине тоже – она и сильная, и слабая одновременно, и любит, и страдает, и есть такие неуловимые взаимоотношения с героем Александра Абдулова. Мне кажется, она такая цельная – и роль, и картина. Ну, конечно, “Выйти замуж за капитана”, потому что она другая, эксцентричная немножко, очень современная, заметная. “Торпедоносцы”, потому что там нет притворства – и в работе, и в картине. “Бедная Саша” – лирическая, милая, там очень хорошее партнерство было на съемочной площадке с Александром Збруевым.
     - Есть ли желанная, но не сыгранная роль?
     – Желание сыграть – Чехов, конечно. Вообще не сыграть ничего из классики – это очень неприятно.
     - Большой перерыв почти в пятнадцать лет между первым фильмом и последующими. Почему?
     – По разным причинам. Сначала не было потребности, наверное, была достаточно востребована как актриса, много работы было; не находила, да и не искала особо материала. Все устраивало. Был театр много лет – частная антреприза. Но, хотя и не была обделена работой, но в подсознании сидело, что режиссерскую работу все же надо повторить. Это ведь безумно интересно. И, конечно, можно только тогда делать картину, когда материал по-настоящему вдохновил.
     - Как и во Франции, фильм “Одна война” получил Гран-при в Москве, в Смоленске, в Казани. Примечательно, что на фестивале мусульманского кино картина о войне, снятая через чувства, история о женщинах, о любви, о страдании, получила такой отклик. Этот фильм близок и понятен всем – он наднационален, внеконфессионален, эта тема сопричастности, сострадания понятна любому человеку в любой точке земного шара.
     – В Казани были собраны не просто фильмы из стран мусульманского мира, но они были о проблемах мусульман, о проблемах ближневосточных стран. И на фестивале православной направленности “Лучезарный Ангел” мы тоже получаем приз.
     - В картине звучит замечательная музыка.
     – Музыка Сергея Баневича, которого я очень люблю и уважаю. Мы с ним знакомы почти тридцать лет, с ним работаю постоянно, со своей первой картины – он написал поразительно красивую музыку еще к фильму “Сломанный свет”. Сергей Петрович – мой талисман. Он очень тонко чувствует, что мне нужно в картине.
     - После такого триумфа, признания коллег, профессионалов и зрителей очень требовательная к себе Вера Глаголева сама довольна фильмом “Одна война”?
     – Если бы меня спросили – хотите что-то изменить? – Я бы, может быть, сняла что-то подробнее, может быть, каких-то деталей мне не хватило, но это из-за того, что времени было мало.
     - Кинофестиваль во французском Онфлере открывался картиной “Одна война”. Как проходило закрытие?
     – Очень было приятно, что во время закрытия фестиваля председатель жюри Серж Резвани (писатель, драматург, сценарист и художник) подчеркнул, что жюри было единогласно (как и в Каире!), присуждая Гран-при. И то, что и главный приз, и приз зрительских симпатий совпали (что редко бывает), они узнали только во время закрытия фестиваля. А устроители фестиваля на церемонии закрытия сказали, что они счастливы поздравить с призами и сделают все возможное для того, чтобы французский зритель эту картину увидел в прокате. Это дорогого стоит. И можно гордиться тем, что нас так принимали. Это важно для нашего российского кино. Я испытала чувство гордости за российское искусство. Также было и в Софии, где мы получили Гран-при. В Страсбурге, где мы показывали картину, директор кинотеатра сказал, что мечтает о прокате у себя нашего фильма. А совсем недавно Руслан Герасименков получил престижную премию “Белый квадрат” и был признан лучшим оператором 2009 года.
     - Насколько знаю, несмотря на международное признание, Ваш фильм не был номинирован на отечественные премии “Золотой орел” и “Ника”. В чем причина?
     – Мне бы самой очень хотелось это понять…
     - Сейчас какие планы – новые роли или предпочтительнее режиссерская работа?
     – Предпочтение отдаю режиссуре, мне это безумно интересно. Последние месяцы я отсутствовала в России, была на разных фестивалях. Но сейчас все равно внутри себя я не довольна, надо работать!
     - Есть ли идея, фильм, который хотелось бы сделать?
     – Пока нет драматургии такой, которая бы меня вдохновила. Сложная простота – вот чего не хватает.
     - Какой картиной или какой ролью Вера Глаголева хотела бы остаться в истории отечественного киноискусства?
     – Так пафосно звучит! Наверное, об этом серьезно говорить нельзя – история нам сама скажет, что осталось, мы сами ничего не можем. А в принципе, я думаю, по значимости картины – “Одна война”.

     Беседу вела Татьяна Пынина

Актриса и режиссер Вера Глаголева. На съемках в Карелии. Фото из личного архива       Актриса и режиссер Вера Глаголева. На съемках в Карелии. Фото из личного архива

Актриса и режиссер Вера Глаголева. На съемках в Карелии. Фото из личного архива       Актриса и режиссер Вера Глаголева. На съемках в Карелии. Фото из личного архива

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставить комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

© 2024 Новый Вернисаж – Искусство: события и комментарии. All rights reserved.
Локализация темы для wordpress и goodwin.wpbot.ru. Дизайн от gabfire .
      Каталог блогов Blogdir.ru