“Арт-Манеж 2009″: винегрет с шоколадным мороженым
Вот и еще один “Арт-Манеж”, на сей раз “Арт-Манеж 2009″, благополучно прошел. И даже не вызвал – по крайней мере, лично у меня, – разочарования. Потому, что разочарование, как утверждает словарь Ушакова, это переживание, вызванное несбывшимися ожиданиями, надеждами или мечтаниями. А у меня никаких ожиданий, надежд или мечтаний по поводу данного мероприятия давно уже нет. По моему убеждению, заложенный в этой выставке потенциал так и остался нереализованным.
И если раньше камерность старого Манежа еще как-то маскировала ошибки и просчеты устроителей этой арт-ярмарки, создавая ощущение художественной выставки, – фрагментами даже и неплохой выставки, – то после пожара, уничтожившего здание, заново отстроенный Манеж, изнутри напоминающий Курский вокзал, стал обычным стандартным торгово-выставочным пространством, – и ощущение художественного действа исчезло, а экспозиция воспринимается как обычная коммерческая выставка. И каждый ляп, каждая глупость теперь выпирает и вопиет.
Уже много лет не выходят на “Арт-Манеж” со своими галереями две замечательные галеристки Алла Булянская и Карина Шаншиева, всегда представлявшие работы хорошего уровня. Год назад, на “Арт-Манеже 2008″, Наум Олев, который был не только известным поэтом-песенником, но и одним из ведущих галеристов Москвы, стоявшим у истоков “Арт-Манежей”, сказал мне, что больше не планирует выходить на эту ярмарку. Увы, слова его оказались пророческими, правда, в ином смысле – к глубокому сожалению, он скончался весной 2009 года, и в этом году его галерея “Зеро” была представлена Галиной Олевой.
Зато довольно большое пространство занял проект “Двенадцать хороших работ” – одна из этих работ, а именно картина Александра Куклиса, иллюстрирует данную заметку. Святой Георгий побеждает диавола в образе дракона на фоне российского триколора и украинского жовто-блакитного флага – не знаю, как кому, а лично мне это дало повод вспомнить о былой дружбе наших народов.
Подобных “хороших работ” на “Арт-Манеже” было столько, что они заслонили собой все прочие, определяя художественный уровень данного мероприятия. Кстати, в числе этих “12 хороших работ” затесалась и инсталляция (силуэтная фигура) одного из моих любимых художников Татьяны Назаренко – правда, ее, случайно или намеренно, поставили немного в стороне от картин, и она воспринималась как-то сама по себе.
Одной из загадок “Арт-Манежа 2009″ была надпись “Доступное искусство” на части вывесок, где было указано название галереи, проекта или имя автора. Что данная надпись означала, однозначно сказать мне не смог никто. Те, у кого данная надпись была, гордо предлагали такие варианты, как: “Наше искусство доступно всем”, “У нас доступные цены” и т. п. Те же, у кого данной надписи не было, не менее гордо говорили: “У нас элитное искусство, оно доступно не всем” и др. в том же духе. К сожалению, для меня – и многих других, как посетителей, так и самих участников ярмарки, – это так и осталась загадкой.
Еще одна, не меньшая загадка – невозможность найти на “Арт-Манеже” кого-то, кто бы ответственно представлял администрацию. Присутствующие на соответствующем стенде девочки – в данном случае это слово указывает не на возраст, а, так сказать, на категорию состояния – уверяли меня, что общаться с прессой может и должен исключительно, пресс-секретарь, а он, то есть она, была на “Арт-Манеже” только в день открытия. И именно тогда всех, кого надо, аккредитовала, на все вопросы, какие надо, ответила, а теперь здесь не показывается и показываться не будет, за ненадобностью. В том смысле, как я понял: тот, кто на наше открытие не пришел и вовремя не аккредитовался, тот для устроителей ярмарки уже не пресса. В общем, ответы на возникшие у меня вопросы я получить не смог.
Впрочем, я не мог получить ответа на возникавшие вопросы и у самих участников. Про одну из загадок рассказано выше. Не меньшее недоумение вызвала у меня рекламная надпись на одном из стендов: “Паша, король русского натюрморта”. В свое время королем русского натюрморта называли волгоградского художника Илью Машкова, живописца круга “Бубнового валета” (1881-1944 г.г.). Преувеличение, конечно, но, с другой стороны, умер художник – почему бы ему не польстить? А тут представлены – не натюрморты даже, а, по моему убеждению, бесталанная мазня. Ни линий, ни цвета, напоминает изображение лягушки, задавленной бульдозером на раскисшем после дождя глиноземе. Про такое говорят – творчество слепоглухонемых.
Кто же выбрал этого Пашу “королем”? С этим вопросом – придав ему максимально корректную форму, – я обратился к дежурившей на стенде даме, но внятного ответа не получил. Не успел, потому, как к разговору подключился сидящий на стуле гражданин. Его короткая, но гневная отповедь навела меня на мысль, что я был не первым, кто задал такой вопрос. Я вежливо попытался объяснить разгневанному гражданину, что на брудершафт с ним не пил, тыкать мне не надо, и вообще на художественной выставке, пусть даже и ярмарке, хотелось бы вести разговор в более вежливом тоне. Увы – мои слова только усилили гнев гражданина. Дама на стенде подтвердила мою догадку, что это и есть самозванный “король” собственной персоной. Что ж, его манеры, по моему мнению, соответствуют его творчеству.
Кстати, коль уж речь зашла о манерах. Большинство из тех, кому я задавал вопрос про “Доступное искусство”, в той или иной форме давали мне понять, что настоящее искусство именно у них, спешите купить, а у всех прочих – так, жалкие потуги…
Одну даму я даже спросил в лоб: а как, по каким критериям вы определяете, настоящее искусство или ненастоящее? О, у нас, у профессионалов, есть критерии, важно сказала она, и спросила: вот вы кто по профессии? Мой ответ ее, разумеется, огорчил, я даже пожалел, что не сказал ей, что я инженер или бухгалтер – вот тут бы она мне доказала бы как дважды два четыре, что с подлинным искусством сюда явилась только она одна.
Впрочем, может быть, все это было и не со зла, не от дурных манер, а потому, что “Арт-Манеж”, словно перемешанные в одной тарелке винегрет с селедкой и шоколадное мороженое, потерял , так сказать, “свою съедобность”. Из общей массы разнородных работ участникам было виднее и приятнее то, что выставляли они сами, а посетителям – либо что-то особенно яркое, типа стенда с картинами, написанными исключительно красными красками, либо то, что представили авторы, которые им были известны и ранее.
Так, я выловил глазом рыб и лягушек, которые выставил скульптор-анималист Николай Иванов, – почему-то они соседствовали с абсолютно неподходящим им по стилистике картинами Кати Медведевой, бабулькой, по моему мнению, совершенно не умеющей рисовать, зато умело раскрученной арт-дилерами.
Также попались на глаза – буквально случайно – скульптуры, которые представил Олег Закоморный. Его работы мне нравятся, я видел их на многих выставках, но нигде они не были так незаметны, как на Арт-Манеже.
А самой заметной на “Арт-Манеже 2009″, пожалуй, – что, видимо, является лучшей его характеристикой, – была экспозиция фотопортретов Льва Мелихова. Кстати, подробнее о ней вы можете прочитать в заметке Татьяны Пыниной “Книга про нас” как символ бессмертия”. В общем, никаких разочарований – поскольку, повторю, никаких ожиданий, надежд или мечтаний по поводу данного мероприятия давно уже нет.
Николай Ефремов
Оставить комментарий
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.