“Если камень на камень кладет дурак, он не строит, а разрушает” (I)
Расцвело, ох, расцвело у нас искусство. Всякое разное. Например, фотографическое. Намедни автору этих строк сподобилось попасть сразу на две фотовыставки – приобщился, так сказать, к высокому.
Первую выставку организовала фотогалерея имени братьев Люмьер, находящаяся в Центральном Доме художника на Крымском валу. Строго говоря, это была даже не просто выставка, а презентация книги. Как гласил пресс-релиз, фотогалерея “имеет честь представлять в России самую полную монографию работ крупнейшего литовского фотографа Антанаса Суткуса, которая вышла в 2009 году в Вильнюсе”.
Вообще-то, монография, как сообщает Большая советская энциклопедия, – это “научный труд, в котором с наибольшей полнотой исследуется определенная тема. В монографии обобщается и анализируется литература по данному вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями и т. д.”
А вот что такое “монография работ” – этого не знает даже “Яндекс”. Какое-то новое понятие, еще не описанное словарями. Скорее всего автор пресс-релиза, забыв о бессмертной фразе тургеневского героя “О друг мой, Аркадий Николаич… Об одном прошу тебя: не говори красиво”, решил, так сказать, блеснуть метафорой – для пущей важности. Ну и – как умел, так и блеснул.
Является ли книга Анастаса Суткуса монографией, то есть научным трудом, или просто сборником фотографий одного автора (откуда, собственно, в чьем-то мозгу и возникло “моно”) – сказать не могу, хоть на презентации я и побывал. Данное действо проходило в маленьком-маленьком, узеньком-узеньком помещенице, заполненном народом, и листать там толстенный фолиант, пихая локтями посетителей, было бы просто невежливо. Покупать же его за 3500 рублей, чтобы удовлетворить свое любопытство, мне показалось нелогичным. А дарить журналистам столь драгоценный труд – я имею в виду именно высокую продажную цену, а не содержание, о котором ничего стазать не могу, – устроители не планировали. К счастью. А то ведь примешь такой дорогой подарок – и вроде как становишься обязан. А ежели не понравится книга? Ведь и хвалить будет стыдно, и критиковать неудобно.
Впрочем, не все ли равно, хорошая книга, или нет – лишнее знание только прибавляет скорбь, как утверждал Экклезиаст. Главное, хорошая галерея в хорошем месте гостеприимно встретила хорошего человека – я имею в виду Анастаса Суткуса. Судя по пресс-релизу – человека вполне достойного:
“Антанас Суткус, который отмечает в этом году 70-летие, – человек, с которого началась литовская фотография новейшего времени. Один из основателей общества фотоискусства Литвы, он также стоял у истоков Союза фотохудожников Литвы. Ставшие классикой ХХ века серии его работ “Люди Литвы”, “Литва с высоты птичьего полета”, “Встречи с Болгарией”, “Литовцы мира”, “Ностальгия по босым ногам”, “Pro memoria: посвящается живым мученика Каунасского гетто”, “Прошедшие времена” во многом определили уровень и масштаб литовской школы фотографии. Последняя в свою очередь оказала принципиальное влияие на советскую фотографию эпохи 1960-1970-х. Прежде всего потому, что литовские мастера и выражали, и формировали национальное видение мира в фотографии, опираясь на опыт европейского репортажа, искусства начала ХХ века. Кроме того, их творчество определялось мощным влиянием в Литве католической религиозной традиции”.
Для тех, кто не смог продраться через эту искусствоведческо-бюрократическую тарабарщину, разложу по полочкам:
– литовская школа фотографии опиралась на опыт европейского репортажа (культура, блин!);
– также творчество литовских мастеров определялось мощным влиянием католической религии (даже советский атеизм не смог этому воспрепятствовать);
– именно литовская школа фотографии оказала принципиальное влияние на советскую фотографию 1960-1970-х годов (о как!).
Да, без литовской школы фотографии наши российские фотографы так и висели бы себе на хвостах по елкам, соснам и березам, а фотоаппаратами, не зная их истинного предназначения, отгоняли бы волков и медведей. Но пришли литовские мастера и принесли нам свет европейской культуры – как Данко, осветив дорогу к счастью и культуре.
Наверное, тут уместно было бы умилиться и восславить адептов истинной культуры, но тут мне почему-то вспомнился старый анекдот:
Приходят мальчик с девочкой к бабушке и спрашивают: “Бабуля, а откуда дети берутся?” – “Ну, внучечки, это уж кто откуда. Кого в капусте находят, кого аист приносит…” Мальчик с сомнением спрашивает девочку: “Ну что, скажем ей, или пусть так дурой и помрет?”
Ох, и не хочется мне ерничать, я очень уважаю Литву, литовский народ, понимаю, что он пострадал от пребывания в СССР – как и другие народы империи. Но зачем же так комплексоваться? Сказали бы скромнее, например, что маленький литовский народ внес свою лепту в советскую культуру – это не вызвало бы никаких возражений. Но вот чтобы “оказал принципиальное влияние на советскую фотографию” – такая гигантомания сразу вызывает желание вспомнить соотношение известных русских и литовских писателей, поэтов, музыкантов, художников, архитекторов… Именно это соотношение и определяет реальный вклад трудолюбивого, порядочного, гордого народа в культуру всей страны.
В общем, устроители этой презентации и авторы пресс-релиза как-то что-то не додумали. Впрочем, по сравнению со второй фотовыставкой они оказались буквально ньютонами. Или энштейнами. В общем, мудрецами. Но об этом – в следующем выпуске.
Николай Ефремов
P.S. В заголовке – цитата из стихотворения, которое написал Феликс Кривин. Данная цитата не имеет никакого отношения ни к кому из упомянутых в данной заметке персоналий, организаций и пр. Она приведена исключительно в качестве метафоры, цель которой – сказать, что все надо делать хорошо, в том числе и писать о каких-либо публичных мероприятиях.
Окончание следует
Оставить комментарий
Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.